Фильм склероз и климакс
Как и обещал – посмотрел. Знаете… я столько читал про ужас-ужас, что ничего кошмарно-ужасного и не нашёл. Да, можно весь фильм циклиться на возрасте Любови Орловой, вспоминать – сколько ей лет, а сколько героине, а можно принять условность. Почему ей обязательно должно быть 25? Пусть будет, скажем, 40-45. Вот, ей-богу, смысл сюжета от этого не меняется совершенно. И да – для семидесяти лет Орлова выглядит великолепно. Не говоря о том, что она потрясающе энергична – танцует, активно двигается, гарцует на лошади… и постоянно в кадре. Она молодец, не смотря ни на что.
Людмила Грекова «Лира» (Любовь Орлова), кадр из фильма «Скворец и Лира»
Что важно. Есть несколько версий историй запрета фильма, но, на мой взгляд, разгадка этого кроется в истории создания сценария.
По сюжету, кратко. Фильм «Скворец и лира» — двухсерийный. В первой части действие происходит на исходе Второй Мировой. Муж и жена Грековы (Скворец и Лира – их агентурные псевдонимы) – разведчики, работают в Берлине. Сама история перекликается с «Семнадцать мгновений весны», но Греков рангом существенно ниже Штирлица, возможности у него пожиже: кроме того, показан только один эпизод из его деятельности, в отличие от «Мгновений», где вся ситуация разворачивается широко, с привлечением множества персонажей, задействованных как напрямую, так и косвенно.
Фёдор Греков «Скворец» (Петр Вельяминов), кадр из фильма «Скворец и Лира»
События второй серии происходят уже после окончания войны. Теперь героям предстоит попасть в финансово-промышленные круги Германии, чтобы контролировать сближение американского и германского капиталов.
Я сознательно не пишу подробнее – хотя внедрения обставлены несколько наивно, много ляпов и нереальностей, но, в принципе, определенная острота сюжета присутствует, поэтому не хочется спойлерить. Да, не шедевр. Да, довольно средненько, но не хуже, чем многое другое – мы же помним, что в 70-е в год снималось по 100 — 120 фильмов, и все они шедеврами не могли быть в принципе. Поэтому посмотреть один раз, забыв, что героине по сюжету 25-30, вполне можно.
Более того – во второй серии есть совершенно шедевральный эпизод («Совет богов»), являющийся пророческим, как и знаменитый «План Далласа» из «Вечного зова». И только слепой не увидит реальности этого эпизода.
Совет богов, кадр из фильма «Скворец и Лира»
Авторами сценария указаны сам Александров, Александр Лапшин и Николай Пекельник. Александров сценарий не писал, это ясно, — он лишь дописывал/переписывал отдельные сцены. А писал – Лапшин /ранее он уже разрабатывал данную тематику (фильм «Схватка» 1972 года)/. Именно его назначили переписывать первый вариант сценария, причем, назначил не кто попало, а КГБ.
А Николай Пекельник – бывший разведчик, один из авторов сборника «Чекисты рассказывают» (часть «Капля крови»). События, о которых рассказывает Пекельник, происходят в послевоенное время и косвенно связаны с сюжетом фильма «Скворец и Лира». Но очень косвенно. Поэтому я предполагаю, что, либо первый сценарий был написан по мотивам истории Пекельника, либо (что скорее всего) он был консультантом Лапшина. То есть, в команде присутствовал человек, знающий как подоплёку событий, так и нюансы работы спецслужб за границей. Кроме того, консультантом был Семён Цвигун, первый зам председателя КГБ (кстати, он писал книги о работе разведчиков под псевдонимом Семён Днепров, а также является автором сценариев к серии «Фронт без флангов» и т.д.)
Теперь давайте подумаем – что могло быть не так с точки зрения КГБ. Неправильное изображение агентов? Сомнительно. Сценарий находился в разработке два года, и его первый вариант приняли в 1970 году, причем, чекисты процесс контролировали. Но… сразу после принятия сценария его снова завернули на доработку.
Что же произошло? В Википедии ссылаются на историю с агентом Гюнтером Гийомом, но простейшая сверка дат показывает, что дело не в этом: Гюнтер достиг пика в 1969 году, а разоблачен был только в апреле 1974 года. При этом фильм на худсовете «Мосфильма» приняли 29 марта 1974 года – и, вроде бы, да, тут есть связь: странно выпускать фильм на шпионскую тему, связанную с ФРГ, во время громкого шпионского скандал. Но мы же помним, что проблемы возникли ранее – в 70-м году.
Григорий Александров и Любовь Орлова
Не особо внятной выглядит и другая версия – о том, что в конце 60-х – начале 70-х Андропов наладил тайный канал связи с руководством ФРГ и потому не хотел привлекать внимание к теме агентов на территории этой страны. Кроме того, именно к 70-му году были заключены международные договора с ФРГ и отношения между странами более-менее наладились. Если бы версия была верна, то ФРГ заменили бы на другую страну, а иначе поправки не имеют смысла. Других крупных шпионских скандалов в означенный промежуток времени я не обнаружил. Значит… за основу была взята нераскрытая агентурная сеть. Только этим можно объяснить требование переписать сценарий.
В мае 1971 года принимается вторая версия сценария, но съемки начинаются только через полтора года (в ноябре 1972-го) и заканчиваются к январю 1974-го. Что произошло в этот промежуток времени? Ничего особенного, кроме одного, — в августе 1973 года состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны». После него «Скворец и Лира», конечно, не смотрится абсолютно. А тут плюсом и разоблачение Гийома, и слишком откровенно показанные способы внедрения агентуры, и «наезд» на американских «партнеров»… и как кстати тут пришлось недовольство Орловой! А, кроме того, вся студия шипела и упражнялась в злословии.
Переснять неудачные сцены и довести фильм до ума было уже невозможно – при состоянии здоровья Орловой на тот момент об этом уже не шло и речи. И фильм лёг на полку.
А может, не так уж и зря? На мой взгляд, сейчас он смотрится куда сильнее, чем в середине 70-х. Потому что мы уже можем отличить голую пропаганду от чистой правды. И потому, что тогда это был бы один из проходных фильмов, а сейчас — это важная страница истории: истории страны и истории прекрасной женщины с волшебным именем Любовь…
Метки: шпионский, драма, советские разведчики, ФРГ, Вторая мировая, Совет богов, Любовь Орлова, Григорий Александров, Петр Вельяминов, Николай Гринько, Римма Маркова, Оскар Фельцман, Роберт Рождественский
Источник
«Скворец и Лира» — советский художественный фильм, снятый режиссёром Григорием Александровым на киностудии «Мосфильм» при участии студий «Баррандов» (ЧССР) и «Deutsche Film AG» (ГДР) в 1974 году.
Последний фильм, в котором снялась актриса Любовь Орлова.
Сюжет[править | править код]
Первая серия: Операция «Страсбург». Семейная чета советских нелегалов-разведчиков входит в ближайшее окружение генерала фон Лебена в оккупированном фашистами Страсбурге. Генерал является одним из участников заговора, направленного против Гитлера. Установив это, сотрудники службы безопасности, в память о старых боевых заслугах генерала, предлагают ему покончить жизнь самоубийством.
Грековы, пользуясь попавшим им в руки условным предметом-паролем, выходят на связь с группой крупных немецких промышленников, заинтересованных в быстрейшем окончании военных действий и взаимовыгодном сотрудничестве с американской администрацией.
Вторая серия: Операция «Совет Богов». После окончания войны Курт Эгерт, он же «Скворец», некоторое время находится в лагере для военнопленных, но с помощью своих новых американских друзей обретает свободу и становится преуспевающим коммерсантом.
Из Москвы, после пластической операции, с новой легендой прибывает «Лира». Она выдаёт себя за племянницу баронессы Амалии фон Шровенхаузен. После помолвки и свадьбы с Эгертом у них появилась возможность быть приглашёнными во влиятельную международную тайную организацию «Совет Богов», объединившую производителей оружия, продажных политиков и наиболее одиозных, мечтающих о реванше военных.
В ролях[править | править код]
- Любовь Орлова — Людмила Грекова («Лира»)
- Пётр Вельяминов — Фёдор Греков («Скворец»)
- Николай Гринько — Михаил Михайлович («дядя Ваня»)
- Борис Кордунов — полковник Голубев
- Борис Иванов — барон фон Лямпе
- Борис Зайденберг — генерал Крингли
- Юрий Леонидов — Артур Опендорф
- Виктор Бурхарт — фон Гольбах
- Варвара Сошальская — баронесса Амалия фон Шровенхаузен
- Юрий Волков — Юрген
- Рина Зелёная — Урсула, родственница баронессы
- Галикс Колчицкий — генерал фон Лебен
- Римма Маркова — фрау фон Лебен, жена генерала
- Юрий Стромов — полковник Чендлер
- Светлана Светличная — Генриетта
- Павел Махотин — генерал
- Янис Грантиньш — святой отец
- Виктор Шульгин — Зигфрид, дворецкий баронессы
- Зоя Василькова — дама на приеме у баронессы
- Георгий Тусузов — американец на приеме у баронессы
- Галина Степанова — дама на приеме у баронессы
- Вячеслав Гостинский — врач из полиции безопасности
- Алла Будницкая — Эльза, девица в отеле
- Константин Тыртов — член военного совета
- Григорий Шпигель — доктор
- Яков Ленц — фон Флиттендорф, промышленник
- Эмилия Мильтон — гадалка Алихуб
- Евгений Гуров — Вильгельм, нелегал
- Наталья Гицерот — Луиза
Съёмочная группа[править | править код]
- Авторы сценария: Григорий Александров, Александр Лапшин, Николай Пекельник
- Режиссёр-постановщик: Григорий Александров
- Оператор-постановщик: Николай Олоновский
- Композитор: Оскар Фельцман
- Текст песен: Роберт Рождественский
История создания[править | править код]
Фильм не вышел на экраны страны. А. В. Романов в своей книге говорит о том, что фильм просто не был закончен, его не успели снять по причине смертельной болезни Орловой. Однако в 1996 году картина демонстрировалась по телевидению в совершенно законченном виде. М. А. Кушниров в своей биографической книге «Светлый путь, или Чарли и Спенсер» приводит несколько версий запрета фильма. По его мнению, две наиболее вероятных из них: фильм запретил КГБ или фильм запретила сама Орлова.
Говорили, что фильм оказался столь дурного качества, что даже видавшее виды начальство развело руками. И, естественно, закрыло картину, дабы не компрометировать важную, государственного значения тему, а заодно и Александрова с Орловой, репутацией которых оно весьма дорожило. Говорилось, помнится, и про то, что фильм не соответствовал изменившимся политическим реалиям… сверху фильм никто не запрещал. Студия вообще не представила его нам (в Госкино). Мы его не обсуждали. А закрыла картину сама Люба (Орлова). Она увидела себя на экране и очень себе не понравилась. И расстроилась, потому что выглядела не такой, какой хотела… После смерти Любы снова встал вопрос о выпуске картины, однако Александров отказался: не надо, мол, нарушать её волю… Фильм запретили органы. Именно они, и никто другой… что-то там комитет категорически не устроило. Сама по себе картина никакими достоинствами не отличалась. Всё там было шито белыми нитками, всё ненатурально.
— Кушниров, М., Шпагин, А. «Двадцать лет спустя»[1]
Фильм должен был выйти на широкий экран после просмотра в ЦК КПСС весной 1974 года. Однако именно в это время разразился «шпионский скандал» в личном окружении канцлера ФРГ Вилли Брандта. Во время Второй мировой войны бывший на стороне антигитлеровской коалиции, он прятался от гестапо в доме врача, который был отцом Гюнтера Гийома. В 1955 году Гийом-старший обратился «по старой дружбе» к Вилли Брандту, тогда правящему бургомистру Западного Берлина, и попросил помочь сыну бежать на Запад. Брандт согласился, и в 1956 году Гюнтер Гийом прибыл в ФРГ как политический эмигрант. В действительности он прошёл курс разведподготовки в КГБ, имел офицерский чин в армии ГДР и был агентом Штази.
Брандт устроил Гюнтера Гийома на работу в аппарате Социал-демократической партии Германии, и он поднимался по служебной лестнице вместе со своим шефом. На сентябрьских выборах 1969 года социал-демократы завоевали в бундестаге большинство, и в октябре Брандт был избран канцлером, а Гийом стал его личным секретарём. Занимая эту должность, он получил доступ к секретным планам и документам администрации Брандта и документам НАТО.
В апреле 1974 года Гюнтера Гийома арестовали по подозрению в шпионаже. Во время ареста Гийом поверг в шок западногерманских службистов, заявив: «Я офицер национальной Народной армии ГДР и сотрудник министерства государственной безопасности. Прошу уважать меня как офицера». Это вылилось в международный политический скандал, который буквально смёл Вилли Брандта с поста канцлера в мае 1974 года.
Сюжет фильма «Скворец и Лира» демонстрировал, что КГБ применяет общеизвестные методы работы, использовав родственные и дружеские связи для внедрения агентов в западногерманскую правящую элиту.
Научным консультантом фильма выступил Цвигун, 1-й заместитель председателя КГБ СССР, курировавший 3-е (военная контрразведка) и 5-е (борьба с идеологической диверсией) Главные управления КГБ.
Любовь Орлова снималась в фильме в возрасте 71 года, и, несмотря на все усилия съёмочной группы, её внешность не соответствовала внешности молодой героини. Пётр Вельяминов — «супруг» Орловой по фильму — был моложе своей партнерши на 24 года.
В фильме имеет место значительная хронологическая неувязка: по сценарию, действие второй серии происходит в 1949—1950 годах, но в кадре появляется масса артефактов 1970-х годов — начиная от автомобилей (в частности, героиня Орловой ездит на Mercedes-Benz W115, выпуск которого был начат в 1968 году), и заканчивая музыкой.
Оценки[править | править код]
Присоединяясь к многим аналогичным оценкам, Александр Малахов (Коммерсантъ) назвал фильм «слишком официозно-скучным даже по советским меркам»[2]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Скворец и Лира» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- Любовь Орлова — жизнь и творчество. Биография, кино и театр, публикации, воспоминания.
Источник
|
Источник
Какой советский фильм был переименован острословами в «Склероз и климакс»? Почему? бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов Знаток 3 года назад Интересна история этого фильма — он не вышел на экраны после съемок, хотя на него затрачено много было сил и средств. Снимали его в 1974 году. Причины тому называются разными — от политических до личных. Говорили даже, что он якобы не закончен, но потом оказалось, что это не так. Фильм Скворец и Лира, который коллеги иронично именовали Склерозом и Климаксом, был о советских разведчиках-нелегалах. Супружескую пару играли уже немолодые актеры Любовь Орлова и Петр Вельяминов, хотя роли предполагали молодой возраст героев. Именно из-за этого и был так «переименован» фильм. Его показали по ТВ намного позже, уже в 90-х годах. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим габбас 3 года назад Это фильм Григория Александрова «Скворец и Лира», снятый им в 1974 году. Фильм типичный для советского периода, про разведчиков, которые работали в немецком тылу («Скворец» и «Лира» позывные разведчиков). Но фильм примечателен тем, что в нем снялась знаменитая Любовь Орлова (последняя роль). Я лишь недавно посмотрел фильм, по моему он ничем не лучше и не хуже других подобных «героических» фильмов. Тем более там снимались любимые мной актеры (Петр Веьяминов, Рина Зеленая, Римма Маркова). Поэтому мне не понятно, почему его так долго не выпускали на большой экран. Что касается острословов, то они явные недоброжелатели Орловой. Намек на счет ее возраста, хотя она в этом фильме все еще держится молодцом. (Не хуже Гурченко, Ротару и Пугачевой). Tasha Dronova 3 года назад Фильм Григория Александрова «Скворец и лира» 1974 года с Любовью Орловой в главной роли. Шутливое название фильм получил за то, что стареющая Любовь Орлова играла в фильме молодую девушку. Орлова носит перчатки в фильме, потому что руки выдают возраст женщины как ничто другое. Патологическое стремление оставаться молодой благодаря пластическим операциям и грамотно выставленному свету во время съемок сыграло злую шутку с Л. Орловой — последний фильм актрисы имеет вот такое название в народе. Goldilocks 3 года назад Это один из последних фильмов режиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». В главной роли… да, да, вы конечно догадались… Его любимая супруга Любовь Орлова и еще Пётр Вильяминов. Для Любови Орловой это был последний фильм. На тот момент ей был 71 год и играла она…20-летнюю девушку. Петру Вильяминову тогда было 48 лет, и играл он мужчину под 30. Главные герои — советские разведчики. Место действия — Германия, Вторая мировая война. Выполнив свою работу сполна, они продолжают деятельность и после войны. Так, чтобы фильм сильно меня впечатлил — не сказала бы. Не зря в свое время власти его списали и он долго пролежал на полках. Особенно крупные планы Орловой, можно сказать, стали крахом в ее актерской карьере. Никто не молодеет, да и природу не обманешь, сколько не ложись под нож пластического хирурга. Mashanya 3 года назад Трудно (вслед за Знатоком) назвать огульно главных героев этого фильма, которых сыграли Любовь Орлова (71 год) и Пётр Вильяминов (48 лет), немолодыми людьми. Для кого-то — это уже закат, а для кого-то — самый расцвет! Ничего нет удивительного в том, что кинофильм Скворец и Лира оказался таким неузнаемым: и в 1974 году его никто не смотрел, и далее судьба у этого фильма была незавидной. Вот что называется притягивать за уши:-) Уж и не знаю, кто этот фильм переименовал в Склероз и климакс: это ж нужно было эту ахинею посмотреть, дабы дать такое чёткое определение в нём происходящему. А правильным ответом на данный вопрос будет — Скворец и Лира. Nelli4ka 8 месяцев назад Читала, что остромётное «Склероз и климакс» придумала сама Раневская, которая приходилась близкой подругой Любовь Орловой. Речь идет о фильме, который не увидел своего выхода в свет в свое время, называется он «Скворец и лира». В нем Орлова играла молодую женщину. Что поделаешь, очень уж не хотела она стареть. И возраст свой скрывала, заявляя, что никогда не станет старше ни на один день после 39 лет. Но, увы, в молодой женщине мы все равно видим в фильме уже пожилую женщину. В семьдесят с лишним лет двадцатилетнюю особу уже не сыграешь, как ни старайся. Кстати, всего через год Любови Орловой не стало. Веснушки 3 года назад Речь идет о фильме «Скворец и Лира», последнем фильме Любови Орловой, оказавшемся для нее роковым — именно на его съемках она заболела, и оказалось, что у нее онкология. Музой Григория Александрова со времен «Веселых ребят» Была Любовь Орлова. Все его фильмы, в которых она исполняла главную роль, становились популярными. Исключение — «Скворец и Лира», в котором 70-летняя Любовь играла молодую девушку. Единственное, что заслуживает внимания, это старание Александрова выбрать такие фоны, которые бы омолаживали его жену. Считается, что его методы, без привычного нам фотошопа, уникальны для того времени. Самое интересное — я читала, что фильм не выпустили на экраны, и смыли. А он сохранился. Людмила 1986 3 года назад Так в народе прозвали советский фильм «Скворец и Лира». Причиной этому был возраст актрисы Любовь Орловой, так как в фильме Григория Александрова как всегда снималась его жена Любовь Орлова. Орловой уже было 72 года и хотя смотрелась она гораздо моложе, но возраст не для разведчицы. Ее мужу по фильму, которого сыграл Петр Вельяминов, было 47 лет. Sensor 3 года назад Это фильм «Скворец и лира» — последняя роль Любови Орловой. Ей было уже за 70, когда она в этом фильме сыграла относительно молодую женщину в детородном возрасте. Насколько ей это удалось, пусть каждый для себя сам решит, но вот коллеги-киношники за глаза этот фильм прозвали «Склероз и климакс».Намек совершенно понятен. Malena100 3 года назад Это фильм «Скворец и Лира», а так жестко его переименовали потому, что Любовь Орлова, которой на тот момент уже было на тот момент около 70 лет, играла молодую женщину. Для этой роли Орлова даже сделала очень сложную по тем временам пластическую операцию. grundik 3 года назад Скворец и Лира. .Склероз и климакс» из-за возраста Орловой, не соответствующем сюжету morpeh7 3 года назад Это фильм Григория Александрова «Скворец и Лира», снятый им в 1974 году. Фильм типичный для советского периода, про разведчиков, которые работали в немецком… Знаете ответ? |
Источник