Гигиена при менструациях в средние века

Гигиена при менструациях в средние века thumbnail

Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.

Тампоны и Древний Египет

Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.

Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает, что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин.

То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются.

Средневековье

Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.

Впрочем, исключения тоже имелись. Альтернативным методом «для богатых» были тряпичные «прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.

«Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но большинство женщин просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.

Лаура Клостерман Кидд (Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период.

1800

Ничего не изменилось. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».

Да, некоторые женщины действительно использовали «менструальные ткани», но большая часть женщин не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

При этом женщинам «в эти дни», к примеру, запрещалось работать на фабриках, особенно пищевых, — считалось, что они могут «отравить» продукты.

1900

Белье надежно крепилось на так называемый гигиенической пояс. Первая реклама, демонстрирующая одноразовые салфетки, появилась в США в 1888 году. До этого момента любая реклама, затрагивающая тему менструаций, считалась табуированной.

Продукт не привлек потребительниц и был снят с производства.

1920

Женщины так же использовали гигиенический пояс, но на этот раз согласились на одноразовые подложки. Медсестры Первой мировой войны обнаружили впитывающие свойства особой медицинской бумаги — они использовали ее для впитывания крови из открытых ран, но и для менструальной крови они вполне годились.

Вдохновившись этой идеей, Кимберли Кларк изобрела Kotex — первые одноразовые салфетки для менструаций.

1930

Появляются первые тампоны с картонным аппликатором. В 1934 году компания Tampax вывела на рынок свой продукт. Его рекомендовали к использованию только замужним женщинам, потому что повсеместно считалось, что тампоны подходят только тем женщинам, кто уже лишился девственности.

1940

Война, женщинам приходится много двигаться, нет времени на заминки. Так появляется первый тампон без аппликатора. В период с 1936 по 1943 год потребление тампонов возросло в пять раз.

1950

Время назад. И снова гигиенический пояс, а о месячных — ни слова. Женщины должны молчать об этом неудобном периоде своей жизни. Но вот оправданием для отказа от домашней работы менструация служить не должна.

1960

Тряпичные прокладки, которые можно мыть. Время борьбы за женские права почти ничего не изменило в отношении к месячным.

1970

Появляются первые самоклеящиеся прокладки! Произошло это в 1972 году, а вскоре в США разрешили их рекламу.

1980

Изобрели первые супервпитывающие тампоны с пластиковым аппликатором, которые удобно вводить внутрь. И тут же возникает довольно редкая, но все же встречающаяся проблема синдрома токсического шока, который повлек за собой 84 смерти. В 1985 году по телевизору звучит Это Слово «месячные».

1990

Полетели: прокладки с крылышками!

2010

Впервые на рынок выходит такая вещи, как менструальная чаша. Хотя первые чаши появились еще в 1930-х, в 2010-х они снова возвращаются в моду. Их популярность объясняется экономическими, экологическими и другими плюсами.

Воистину, хорошо жить в XXI веке! И если вдруг ты замечтаешься о роскоши балов, вспомни, что за лоском прячется грязный быт.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Я соглашаюсь с правилами сайта

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Источник

«Sorry, I’m on my period».

Текст:
Юлия Шакирова·10 августа 2017

Ох уж это слово «месячные»… Боль, плохое настроение, все вокруг тебя бесят, и ты готова взорваться в любую секунду. А еще и эта кровь! Ну как все это пережить?! Легко. Потому что в наше время придуманы почти идеальные средства гигиены и обезболивающие препараты, благодаря которым мы с легкостью можем пережить этот неприятный период. Но как же справлялись девушки раньше? Не 15-20 лет назад, а намного раньше. Например, в средневековье. Мы уверены, что тебе не терпится узнать. Поэтому читай и радуйся, что ты родилась в XXI веке. 

Одним из древнейших способов пережить «эти дни» являлась секлюзия, то есть изоляция девушек от общества. Да-да, представь себе: у тебя начались критические дни, а тебя на весь этот период изолируют от общества! Хотя, кажется, не так уж это и плохо 😉 Такой способ был очень распространен в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была хижина, в которой девушки пережидали свой период. Изолировали девушек не потому, что кому-то это было неприятно, а для их же безопасности. Вот цитата одного историка:

«Так как одежда девушек того времени не вполне скрывала их состояние, то такая девушка стала бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след крови. Она потеряла бы расположение своего мужа. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться».

Отсутствие элементарных гигиенических средств в племенах вынуждало женщин прятаться от всех. Кажется нам, что «эти дни» девушки в племенах ненавидели еще больше, чем мы. 

А вот в Древнем Египте использовался папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. В то время папирус был очень дорогим, поэтому простые девушки использовали полотно, которое стирали после использования. Кстати в Византии тоже пользовались папирусом. Но такие тампоны вряд ли были удобными, ведь папирус очень жесткий. 

А вот в Древнем Риме девушки были более продвинутыми – они использовали многоразовые прокладки из ткани, холста, шелка или фетра. Но для разнообразия иногда пользовались тампонами из шариков шерсти. Такими тампонами пользовались в Древней Греции и Иудее.

В средневековой Японии, Китае и Индии очень ценилась гигиена. Считалось, что тело человека всегда должно быть чистым (не так как в Европе, когда у девушек в париках заводились вши и мыши, а запах пота был верным спутником не только черни, но и аристократии). Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки.

Азиатки использовали одинаковые бумажные салфетки, сложенные конвертиком.

Позже в Японии придумали менструальные пояса. Это изобретение представляло собой пояс с пропущенной между ног полосой. Именно туда японки помещали салфетку (кажется, что это древний аналог трусиков с прокладкой). Пояс был многоразовым, а салфетка одноразовой. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс. 

В средневековой Европе женская гигиена была на самом низком уровне. Например, простолюдинки пользовались полами рубашек и нижних юбок, которые заправляли между ног. В России в XVII-XVIII веках пользовались «срамными портами», выглядели они как обычные плотные панталоны. Эти «трусики» были из настолько плотного материала, что все менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.

Кстати, «эти дни» в средние века для европейских девушек были очень редким «гостем».

Начиналась менструация в возрасте 16-18 лет, а прекращались около 40-45 лет. Средства контрацепции в те времена отсутствовали, поэтому многие девушки почти постоянно находились в состоянии беременности и кормлении детишек грудным молоком. Таким образом, многие девушки за всю жизнь могли иметь всего от 10 до 15 менструаций, то есть столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год или два. 

В Америке конца XIX – начала XX века пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра, которые после использование складывались в специальный пакет, затем стирались и использовались многократно. Бывало такое, что девушки стеснялись хранить и стирать использованные прокладки, тогда они сжигали их в камине. Многоразовые прокладки были неудобными не только из-за стирки (что для богатых девушек делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструаций. Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, то есть они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. В начале XX века в Америке использовались менструальные трусы, которые назывались briefs и bloomers. Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке и Европе того времени были еще неизвестны. А вот привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX века. 

Появление первых одноразовых прокладок

Первые одноразовые прокладки, которые назывались Cellunap, были выпущены в 1920 году, однако их сбыт в Америке оказался очень проблематичным. Девушки очень обрадовались одноразовым прокладкам, однако очень стеснялись покупать их в аптеках. А если уж и осмеливались купить такое важное средство гигиены, то произносили его название шепотом!

Вскоре Cellunap переименовали в Kotex, но девушки по-прежнему очень смущались.

Поэтому Kotex развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться средствами гигиены. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов, а компаний Disney создала просветительный мультфильм для девочек. 

Что же собой представляли первые Kotex? Для ношения прокладок использовались менструальные пояса. Американские пояса очень отличались от японских – они представляли собой тонкий горизонтальный пояс из эластика, носившийся на талии, от которого вниз спускались две лямки, заканчивавшиеся металлическими зажимами. К этим зажимам крепилась прокладка, которую потом было очень трудно поменять. Ох, как же нам жалко бедных девушек… Современные средства гигиены, очень похожие на те, которыми мы пользуемся сейчас, стали производить в 1960-х гг. А уже в 70-х гг. цивилизованные женщины не представляли свою жизнь без фабричных тампонов и прокладок. 

В СССР прокладок не было!

В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало вовсе, а прокладки промышленного производства были очень редким явлением. И девушки точно так же стеснялись их покупать. Аналогичная ситуация, как ты помнишь, была в Америке 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины, включая твою бабушку и, возможно, маму. 

Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди девушек настоящую сенсацию. Первая реклама Tampax появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами Tampax россиянки обретут свободу и невиданный комфорт. Автор этого текста лично наблюдал, как девушки-студентки буквально замирали, открывая страницу с этой рекламой! Они подолгу изучали содержимое этой рекламы.

Журнал переходил из рук в руки, пока все студентки не ознакомились с этой сенсацией.

Обычно девушки разглядывали страницу группами по двое, они хихикали и перешептывались друг с другом. Следовательно, между собой «этих дней» они не стеснялись, но как только к ним приближались парни, они делали вид, что рассматривают фасоны платьев! Надо заметить, что в момент появления этой рекламы ни тампонов, ни прокладок в продаже еще не было, а девушки могли пользоваться только самодельными прокладками.

Вот так, подруга! Когда к тебе нагрянут «эти дни», ты обязательно вспомни о бедных девушках, которых изолировали, которым приходилось носить пояса с металлической застежкой, которые стирали свои прокладки. Нам очень повезло, что в наши дни мы без стеснения можем покупать и пользоваться современными средствами гигиены!

Источник

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Diletant.media публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России — русская печь

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Яна Королева

Источник