Градация климакс и антиклимакс
Синтакс. климакс и антиклимакс –
разновидность градаций в развитии
образов.
Синтакс. климакс– прямой порядок
элементов, когда каждый последующий
элемент обладает большей образной
нагрузкой, чем предшествующий.
Синтакс. антиклимакс– обратный
порядок, перечисление элементов по
нисходящей («ни бог, ни царь и не
герой»)
Тропы
Троп– слово, сочетание слов, максимум
весь текст, употребляемый не в прямом
или в нетрадиционном значении для
создания худож. образа (переносное
значение – частный случай непрямого).
Это эпитет, худож. сравнение, метафора,
метонимия, гипербола, гротеск, литота,
оксюморон, аллегория, эмблема, символ.
логическое определение | худож. |
жирныйсуп можно в | жирныйголос небуквальное |
Эпитет– худож. определение
предмета, где определяющее слово (слова)
употребляются не в прямом или не в
традиционном значении:
Худож. сравнение– сопоставление
двух или более объектов по сходству; и
те признаки, которые сравнивают, и те,
с которыми сравнивают, названы по имени.
говорим об А, сравниваем с Б, оба названы
В худож. сравнении наличие сравнительного
союза или союзного слова необязательно(«осень, рыжая кобыла, чешет гриву»).
Метафора– скрытое сравнение
(«изумрудом залиты поля», т.е. поля
покрыты зеленой травой, но это не названо)
названо только то, с чем сравнивают
Метонимия– подмена названия
предмета:
названием материала
названием характерного признака
названием характерной части – синекдоха
Гипербола– очевидное преувеличение
каких-либо признаков, свойств, качеств.
Литота– антипод гиперболы,
очевидное преуменьшение
И гипербола, и литота могут использоваться
и сознательно, и непроизвольно; могут
входить в жанр, могут являться
конституционным признаком.
Гротеск– прием, при котором
характерные черты предмета доводятся
до крайности или даже до абсурда.
Достигается комический эффект (как
правило, недобрый смех) и, как следствие,
карикатурный эффект.
Оксюморон – сочетание в образе
взаимоисключающих признаков, качеств,
свойств (тонкий толстяк, толстый Кащей)
Аллегория – прием, при котором
вместо отвлеченного, обобщенного
содержания автор предлагает внешне
простую иллюстрацию, по которой нужно
догадаться о скрытой сущности содержания.
План выражения (иллюстрация) и план
содержания связаны между собой непрочно,
следовательно, иллюстрацию нельзя
понимать буквально. Аллегория рациональна:
к ней можно подобрать ключ. Сложность
в аллегории появляется, когда она
строится на специальной закрытой системе
(17-18вв. — расцвет аллегории в архитектуре,
где использовалось много масонских
символом).
Эмблема – знак, указывающий на
единичную скрытую сущность предмета
(в эмблеме обычно одно или три значения).
Эмблема может быть традиционна для той
или иной культуры, а может быть и
авторская. Автор может придумать предмет,
который становится эмблемой, визитной
карточкой (обломовские диван, тапочки,
кровать у Гончарова). Традиционно эмблема
узнается носителями той культуры, в
которой она функционирует, или тем, кому
она знакома. Эмблема присутствует и в
каждодневной жизни (знак перечеркнутой
сигареты). Часто в эмблеме имеет место
формальная договоренность (светофор).
Иногда связь в эмблеме очень тесная.
Она также может усложняться и становиться
символом. Но и символ может упрощаться
до эмблемы (обручальное кольцо).
Символ – знак, скрывающий
многозначную сущность предмета; может
указывать, если он традиционный. Символ
полисимичен (многозначен), а эмблема
моносимична, поэтому осмысление и
интерпретация символа потенциально
предполагают различия и даже полемику.
Даже сам автор может не знать значения
сделанного им символа. Символ и эмблема
могут получать новые и терять старые
значения вплот до переворачивания
значения до противоположного (коловрат).
Распространился
от Японии через Индию до Греции. На Руси
знак был популярен с языческих времен
до сер. 19в. В домонгольский период этот
знак использовался в иконописи, в
свадебной одежде. Именно этот знак был
на одежде последней русской императрицы
Александры Федоровны.
Значения:
символ вечности,
бессмертия, вечного обновления и
движения4 стороны света
4 времени года,
4 времени суток4 члена семьи
4 стороны дома
(4 стены)4 створки окна
Изначально этот
знак был очень светлый, один из чистейших
в семиотике. Однако нацизмом этот знак
был дискредитирован, смысл его перевернут.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что значит градация — значение термина простыми словами. Градация в русском языке, примеры из литературы. Градация как стилистический и риторический прием. Градация в стихотворениях. Восходящая и нисходящая градация — климакс и антиклимакс.
РИА Новости / Владимир Вяткин
Градация — это последовательность, постепенность в переходе от одного к другому, обычно по нарастающей. Например, градация возраста, градация цвета. Синонимы — постепенное повышение, усиление.
ГРАДА́ЦИЯ, градации, жен. (лат. gradatio) (книжн.). Размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация музыкальных тонов.
Толковый словарь Ушакова
Когда говорят о разных градациях чего-либо во множественном числе, имеют в виду отдельные элементы, ступени, этапы этой последовательности. Например, разные градации серого цвета — от самого темного к самому светлому оттенку.
Градации серого цвета. Иллюстрация: blog.allo.ua
Слово градация происходит от латинского gradatio — повышение, возрастание, образованного от существительного gradus — шаг, ступень, градус.
Я часто говорил вам, что плохо разбираюсь в отдельных градациях социалистического настоя, и особой разницы между большевиками и другими социалистами не вижу.
Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945-1955)
Градация как риторический прием
Также градация — стилистическая фигура, расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления эмоции или смысла. Например, в стихотворении Сергея Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Или в знаменитом изречении Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил».
Составлять градацию могут отдельные слова, словосочетания, целые фразы. А бывает, что вся композиция произведения построена на градации. Например, в сказках нередко похожие события повторяются трижды, становясь все более драматичными.
Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» строится как раз на том, что аппетиты старухи постоянно растут: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой»; «Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей»; «Не хочу быть вольной царицей, а хочу быть владычицей морскою». Старик, снова и снова приходя с просьбами к Золотой рыбке, видит, как все больше волнуется море, напряжение растет.
Восходящая и нисходящая градация: климакс и антиклимакс
В литературе используется два варианта градации:
Восходящая градация — это постепенное усиление. Например: «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…» (Е.А. Баратынский). Другое название восходящей градации — климакс. Греческое слово κλῖμαξ буквально означает лестница.
Нисходящая градация — это постепенно ослабление. Например: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах» (Андрей Белый). Другое название нисходящей градации — антиклимакс.
Градация в поэзии: градация и анафора
Поэты часто усиливают градацию особым ритмико-синтаксическим строением стиха, часто анафорой — повтором в начале какого-либо отрезка:
Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!Константин Бальмонт
Строго проведенная градация встречается редко. Зачастую средние члены градации не образуют строгого нарастания, но за счет общей мелодии стиха создается впечатление постепенного усиления:
Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримо
Во всем разлитое, таинственное зло —
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима!Федор Тютчев
На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел… Восток алел… Восток вспылал…»
Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, —
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, —
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя, —
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые…Федор Тютчев
Градация в русской литературе: примеры
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов
А.С. Грибоедов
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
А. Блок
Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть.
А. Блок
Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его.
А.П. Чехов
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
В.В. Маяковский
Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…
Марина Цветаева
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
«Интернационал»
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Г. Бергольц
Возрастание в английском языке
Возрастание/кульминация (Climax) – английский стилистический синтаксический приём упорядочивания строя предложения (его однородных членов) для постепенного роста значимости, важности или эмоциональности. Логическое возрастание основано на относительной важности составляющих.
Эмоциональное возрастание основано на относительном эмоциональном напряжении усилительных слов.
Capua indeed – a lovely city, — Капуя на самом деле – милый город
a beautiful city, a fair city, — Прекрасный город, свободный город
a veritable gem of a city. – Жемчужина, а не город
Количественное возрастание основано на относительной важности предметов с помощью параллелизма с лексическим повтором. Оно динамично выражает понятия.
They looked at hundreds of houses , they climbed thousands of stairs , they inspected innumerable kitchens — Они осмотрели сотни домов, они поднялись на тысячи ступенек, они изучили бесчисленные кухни
Спад – неожиданный разворот мысли вопреки читательским ожиданиям к полной противоположности выраженной мысли. Резкость смены подчёркивается усилительным препинанием (тире) между восхождением и нисхождением. Часто спад приводит к парадоксу.
He was inconsolable – for an afternoon – Он был безутешен – на денёк
They can discover everything except the obvious – Они замечают всё, кроме очевидного
English Joke
Yesterday was a blackout… Spent two hours without Internet… Communicated with my family, turns out to be very nice people!
Использованные источники: www.lovelylanguage.ru
Климакс (литератур.)
Значение слова «Климакс (литератур.)» в Большой Советской Энциклопедии
Климакс, стилистическая градация: интонационно-синтаксический ряд, члены которого расположены в порядке возрастающей значимости (отличаясь от перечисления, где они обладают равной силой). Например:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом «Климакс (литератур.)»
Статья про слово «Климакс (литератур.)» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1682 раз
Использованные источники: bse.sci-lib.com
Климакс (стилистика)
Климакс (от др.-греч. κλῖμαξ — «приставная лестница») — фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Употребительнее латинский термин градация.
Термин заимствован у греческих грамматиков. Противоположное — ретардация (антиклимакс). Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы.
В музыке аналогичное явление обозначают термином креще́ндо.
Примеры
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдёт…
Литература
- Словарь литературных терминов
- Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. / Главный редактор А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 7, 12. Статьи: Градация и Климакс
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Климакс (стилистика)» в других словарях:
Климакс — (стилистика) фигура речи Климакс (физиология) период угасания половых функций с возрастом. Климакс (экология) конечная стадия сукцессии сообществ … Википедия
стилистика синтагматическая — По Ю.М. Скребневу, в синтагматической стилистике стилистическая значимость создается фактом совместной встречаемости: соотнесенности в тексте одной единицы с другой. Сами единицы могут быть стилистически нейтральными, но их взаимодействие… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
стилистика синтагматическая — По Ю.М. Скребневу, в синтагматической стилистике стилистическая значимость создается фактом совместной встречаемости: соотнесенности в тексте одной единицы с другой. Сами единицы могут быть стилистически нейтральными, но их взаимодействие… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Использованные источники: dic.academic.ru
Список основной литературы
Бабичев В. Н. Нейрогормональная регуляция овариального цикла. — М.: Медицина, 1984,—240 с.
Баранов В. Г., Арсеньева М. Г., Раскин А. М., Рафальский Я. Д. Физиология и патология климактерия женщины. — Л.: Медицина, 1965. — 270 с.
Бенедиктов И. И., Скорнякова М. Н Маточные кровотечения в гинекологии. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1978. — 239 с.
Бодяжина В. И. Хронические неспецифические заболевания женских половых органов. — М.: Медицина, 1978. — 319 с.
Бохман Я. В., Прянишников В. А., Чепик О. Ф. Комплексное лечение при гиперпластических процессах и раке эндометрия. — М.: Медицина, 1979,—272 с.
Бохман Я. В. Лекции по онкогинекологии. — Ташкент: Медицина, 1985. — 304 с.
Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая листания. — М.: Медицина, 1981. — 318 с.
Вихляева Е. М. Климактерический синдром и его лечение. — М.: Медицина, 1966.—139 с.
Вихляева Е. М. Миома матки. — М.: Медицина, 1981.—158 с.
Вихляева Е. М., Паллади Г. А. Патогенез, клиника и лечение миомы матки. — Кишенев: Штиница, 1982. — 300 с.
Гинекологическая эндокринология/Под ред. К. Н. Жмакина. — М.: Медицина, 1980. — 528 с.
Горизонтов П. Д., Вильдман А. В., Алешин Б. В. и др. Гомеостаз/ Под ред. П. Д. Горизонтова.—2-е изд. — М.: Медицина, 1981 — 576 с.
Гращенков Н. И. Гипоталамус. Его роль в физиологии и патологии. — М : Наука, 1964.— 365 с.
Давыдов С. Н. Деонтология в акушерстве и гинекологии. — М.: Медицина, 1979. — 142 с.
Давыдов С. Н. Негормональное лечение расстройств менструальной функции и климакса. — Л.: Медицина, 1974. — 174 с.
Дильман В. М. Эндокринологическая онкология. — Л.: Медицина, 1983. — 408 с.
Дильман В. М. Большие биологические часы. — М.: Знание, 1986.— 256 с.
Дильман В. М. Четыре модели медицины. — Л.: Медицина, 1987, — 286 с.
Добротина А.Ф. Дисфункциональные маточные кровотечения. — М.: Медицина, 1978. — 136 с.
Железнов Б. И., Селезнева Н. Д. Доброкачественные опухоли яичников. — М.: Медицина, 1982.—288 с.
Железнов Б. И., Стрижаков А. Н. Генитальный эндометриоз. — М.: Медицина, 1985. — 166 с.
Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. — М.: Наука, 1983. — 224 с.
Кватер Е. И. Гормональная диагностика и терапия в акушерстве и гинекологии. — М.: Медицина, 1967. — 353 с.
Кретова Н. Е. О климактерической кардиопатии//Клин, мед.—1978.— № 10,—с. 40—44.
Крымская М. Л., Сметник В. П. Клиника и лечение климактерического синдрома: Методические рекомендации. — М., 1978. — 22 с.
Мандельштам В. А. Маточные кровотечения в менопаузе. — Л.: Медицина, 1974. — 181 с.
Мандельштам А. Э. Семиотика и диагностика женских болезней. — Л.: Медицина, 1976. — 695 с.
Менопауза: Доклад Науч. группы ВОЗ. — М.: Медицина, 1984. — 124 с.
Методы профилактики, диагностики и терапии эндокринных нарушений у женщин / Под ред. Л. С. Персианинова и М. Л. Крымской — Сборник научных работ. — М., 1975. — 236 с.
Пауэрстейн К. Д., Рикардо Г. А. Менопауза//Гинекологические нарушения. — М. 1985. с. 510—534.
Савельева Г. М., Серов В. Н. Предрак эндометрия. — М.: Медицина, 1980. — 168 с.
Серов В. Н., Кожин А. А., Сабуров X. С. Нейроэндокринные нарушения менструального цикла. — Ташкент: Медицина, 1984. — 123 с.
Старкова Н. С. Клиническая эндокринология. — М.: Медицина, 1983. — 288 с.
Стругацкий В М Физические факторы в акушерстве и гинекологии. — М.: Медицина, 1981, — 208 с.
Тетер Е, Гормональные нарушения у мужчин и женщин: Пер. с польск. — Варшава: Подольск, гос. мед. изд-во., 1968. — 700 с.
Чамов П. Дисфункциональные маточные кровотечения: Пер. с болг. — София: Медицина и физкультура, 1971.— 197 с
Физиологические механизмы старения/Под ред. Д. Ф. Чеботарева и В. В. Фролкиса. — Л.: Наука, 1979. — 679 с.
Consensus on Menopause Research / Eds by P. A. Keep, R. B. Green-blatt, M. Albeaux-Fernet. — London, 1976,—183 p.
Cooke I. D. Endocrine changes associated with the menopause and postmenopausal years//The management of the Menopause and postmenopausal years. — London, 1976. — P. 49.
Bungar G. T. Stydy of symptoms in middle life with special reference to the menopause // Brit. Med. J. — 1975. — Vol. 3. — P.. 344—346.
Geola F. L., Frumar A. M., Tataryn I. V. et al. Biological effects of various oloses of conjugated equine estrogens in postmenopausal women // J. clin. Endocr. — 1980. — Vol. 51. — P. 620—625.
Horsky J., Presl J. Ovarian function and its disorders. — Hague-Boston-London, 1981. — 423 p.
Lindsay R., Hart D. M., Forrest C., Baird C. Prevention of spinal osteoporosis in oophorectomezed women. // Lancet. — 1980. — Vol. 2. — P. 1151—1154.
Metcalf M. G. Pituitary-ovarianfunction in normal women durind the menopausal transition//J. Endocr. — 1980. — Vol. 87. — P. 19—20 (1980).
Sitruk-Ware R. La menopause. — Paris: Flammation med. Sci.— 1986. — 173 p.
Tataryn I. V., Lomas P., Bajorek J. G. et al. Postmenopausal hot flushes; a disorder of thermogulation//Maturitas.— 1980. — Vol. 2.— P. 101 — 107.
Tietze C.> Lewit S. Mortality associated with reversible methods of fertility regulation//The safety of fertility control/Ed. L. O. Ke ith. — New York. — 1980. — P. 42—48.
Использованные источники: www.medical-enc.ru
Что такое климакс и антиклимакс в литературе? Примеры?
Чтобы сделать художественную речь выразительной и образной, писатели и поэты используют различные приемы, а именно: тропы и стилистические фигуры. Одной из стилистичеких фигур является градация. Этот прием создания образности речи предполагает постепенное усиление, нарастание признака или свойства предмета. Тогда мы говорим о климаксе как разновидности градации, например, у А.С. Пушкина в «Полтаве»:
Как видим, идет нарастастание характеристики героя: Мазепа — злодей — Иуда.
Сергей Есенин использует климакс вот в этих строках:
И, наоборот, писатель может начать с наибольшего признака и постепенно его свести к минимальному, как бы спускаясь по ступенькам лестницы вниз. Эта разновидность градации с уменьшением признака или свойства предмета называется антиклимаксом.
Читаем у М.Ю. Лермонтова:
Пример нисходящей градации — антиклимакса — в творчестве поэтессы Ольги Бергольц:
Использованные источники: www.bolshoyvopros.ru
загрузка…