Менструация 8 класс биология

Менструация 8 класс биология thumbnail

§54. Строение половых органон

Размножение присуще всем живым организмам. Это совокуп­ность физиологических процессов, способствующих воспроизведе­нию. сохранению и продолжению существования определенного вида живых организмов. Человек, как и многие другие организмы, размножается половым путем. Появление половых клеток (гамет) процесс физиологический. Они образуются в половых железах (смешанной секреции). В результате слияния мужских и женских половых клеток на свет появляется потомство.

Мужская половая система (рис. 136). Половые органы делятся на наружные и внутренние. К наружным мужским половым органам относятся мошонка и половой член. К внутренним — семенники (семен­ные железы, или яички), семявыносящие протоки с семенными пузырь­ками. предстательная железа (простата), а также мелкие железы.

Семенники парные, их длина 4 6 см. ширина 2-3 см, масса 15- 30 г. Они расположены в кожном мешочке мошонке. В эмбриональном периоде семенники находятся в брюшной полости. Но мере развития организма железы попадают в полость мошонки, после чего и сраста­ются с соединительной тканью.

Мужские половые железы выполняют две важные функции. Во-первых, в них созревают мужские половые клетки — спермато­зоиды. Это внешнесекреторная функция желез. Во-вторых, в них секретируются мужские половые гормоны андрогены (в основном

Менструация 8 класс биология

Рис. 136. Строение мужской половой системы:

/ мочевой пузырь;

2                     мочеиспускательный канал;

3                     семенники;

4                     мошонка;

5                     семяныносящий проток;

6                     — предстательная железа;

7                     семенной пузырек

тестостерон). Это внутрисекреторная функция желез. Поэтому- то эти железы относятся к смешанным. Мужские половые гормо­ны играют основную роль в возникновении вторичных половых признаков. Под влиянием этих гормонов у подростков появляют­ся усы, грубеет голос и изменяется фигура.

Мужские половые железы состоят из большого количества мел­ких семенных канальцев. Развитие половых клеток в этих железах начинается в период полового созревания. В это же время начина­ют формироваться вторичные половые признаки.

Созревшие в половых железах сперматозоиды но семявыводя- шим протокам вначале собираются в семенных пузырьках. Жидкость, образующаяся в семенных пузырьках и предстательной железе, на­зывается спермой. В составе спермы очень много сперматозоидов. В норме в 1 см* спермы их количество достигает 60 млн. Как и дру­гие клетки, сперматозоиды имеют цитоплазму, ядро и другие орга­ноиды. Однако форма их очень специфична и отличается от других клеток. Эти очень мелкие (7 мкм) и подвижные клетки состоят из головки, шейки и хвоста. С помощью хвоста, или жгутика, они дви­жутся со скоростью 2-3 мм в минуту. В головке находится ядро, в шейке — митохондрии и запас АТФ, обеспечивающие жгутик энер­гией!.

Женская половая система (рис. 137), так же как и мужская, представлена наружными и внутренними половыми органами.

К наружным относятся большие и малые половые губы в виде кож­ных складок. Они защищают вход во влагалище. К внутренним жен ским половым органам относятся яичники (парные половые желе­зы), две маточные трубы, матка и влагалище. Все они расположе­ны в области таза.

Менструация 8 класс биология

Рис. 137. Строение женской половой системы:

1               — мочевой пузырь;

2               матка;

3               — влнгалише;

•/ — маточная труба;

5 — яичник

Яичники имеют овальную форму, длина их примерно 2.5 см, ширина 1,5 см. Они также относятся к железам смешанной секре­ции. т. к. вырабатывают женские половые клетки (яйцеклетки), выделяемые в протоки и в матку, а также женские половые гормо­ны {эстроген и прогестерон), выделяемые в кровь. Яичники состоят из большого количества пузырьков (фолликулов). В них постоян­но образуются яйцеклетки. Сверху яичники прикрыты наружным ворсинчатым краем маточных труб.

После полового созревания (при развитии вторичных половых при­знаков) у девушек каждый месяц созревает один из пузырьков (фол­ликул). Созревание происходит попеременно то в правом, то в левом яичнике. Очередность у каждой девушки может быть любой. Созрев­ший фолликул лопается, и из него выходит яйцеклетка. Этот процесс называется овуляцией. Лопнувший фолликул заполняется изнутри жироподобным веществом, так называемым желтым телом. Оно вре­менно выделяет гормоны.

Яйцеклетка по маточным трубам попадает в матку. При оплодо­творении яйцеклетки наступает беременность, и менструации прекра­щаются. Желтое тело сохраняется до 6 месяцев беременности. Если яйцеклетка не оплодотворяется и беременность не наступает, то жел­тое тело рассасывается, менструации возобновляются. Менструаль­ный цикл повторяется примерно через каждые 28 дней.

Маточные трубы, так же как и яичники, парные образования. Через них сперматозоиды попадают в женский организм.

Матка — мышечный орган. Она имеет форму груши, расположена в области таза за мочевым пузырем. Плод до рождения развивается именно в матке. Стенки матки состоят из трех слоев: эпителиального, мышечного и соединительнотканного. Сильно развит в основном тол­стый слой гладких мышц. Внутренняя стенка матки покрыта слизи­стой оболочкой с богатой сетью кровеносных сосудов.

Читайте также:  Кровь при менструации темная

В нижней части матки имеется открывающаяся наружу мышеч­ная трубка — влагалище. Через него сперматозоиды попадают в жен­ский организм. Место соединения матки с влагалищем называется шейкой .натки. У девушек, не имевших половых контактов, вход во влагалище наполовину закрыт соединительнотканной пленкой (дев­ственной плевой). Отверстие мочеиспускательного канала располо­жено рядом, спереди от входа во влагалище.

Врача, лечащего заболевания женских половых органов, называ­ют гинекологом.

О Семенники, мошонка, сперматозоиды, тестостерон, семенные пу.и>1ръки. сперма, яичники, фолликулы, эстроген, прогесте/юн. ма точные трубы, овуляция, менструация, желтое тело, маточные трубы, матка, гинеко.юг.

А

1. Что такое воспроизведение? Каково его значение?

2. Назначение семенников.

3. Как называются женские половые клетки, где они образуются?

В

1.             Назовите органы, относящиеся к женской половой системе.

2.             Как называются мужские половые клетки, где они образуются?

3.             Назовите органы, относящиеся к мужской половой системе.

С

1.             Где располагается матка и каково ее строение?

2.             Что такое сперма? Как устроен сперматозоид?

3.             В чем заключается роль половых гормонов?

Источник

Биогогия человека
Учебник для 8 класса

   
   

Прежде чем приступить к изучению работы репродуктивной
системы, вспомните, какие органы входят в ее
состав. Какие половые гормоны вырабатываются в организме
человека? Какие гормоны стимулируют развитие
мужских, а какие — женских вторичных признаков?

Образование половых клеток

Сперматозоиды образуются в мужских половых железах — семенниках — начиная с периода полового созревания до прекращения
половой активности организма.

Размножение первичных половых клеток, из которых образуются
яйцеклетки, происходит только во время эмбрионального развития.
После рождения в организме женщины содержится около 400 тысяч
незрелых первичных половых клеток.

В период полового созревания эти клетки начинают развиваться.
Обычно в течение одного менструального цикла созревает только
одна яйцеклетка.

Менструальный цикл

Менструальный цикл — это закономерные циклические изменения
в организме женщины, повторяющиеся через определенные
промежутки времени и внешне проявляющиеся в виде менструации.

Менструация — это периодическое появление необильных и
непродолжительных кровяных выделений из половых путей, характерные
для здоровой небеременной женщины.

Средняя продолжительность менструального цикла составляет
28 дней. Каждый нормальный менструальный цикл является подготовкой
организма женщины к беременности. Менструальное
кровотечение является следствием отторжения слизистой оболочки матки.

Первая менструация у девушки наступает обычно в возрасте 12–14 лет.
Прекращение менструаций наблюдается у женщин во время
беременности и у многих из них — после родов в период кормления
ребенка грудью. В пожилом возрасте у женщин начинается
постепенное угасание менструальной функции — наступает климакс.

Фазы менструального цикла и его регуляция

Менструальный цикл включает четыре фазы: менструальную,
послеменструальную, овуляционную и предменструальную (рис. 56.1).

Менструация 8 класс биология

Рис. 56.1. Менструальный цикл

Во время менструальной фазы происходит отторжение и удаление
из организма слизистой оболочки матки — эндометрия. Во время
послеменструальной фазы эта оболочка восстанавливается. Во время
овуляционной фазы под влиянием гормонов в яичнике активно
развивается один из фолликулов — пузырьков, в которых формируются
яйцеклетки. После завершения формирования яйцеклетки она
выходит из фолликула. Этот процесс называется овуляцией.
В период предменструальной фазы из фолликула, который покинула
яйцеклетка, образуется так называемое желтое тело — временный
орган внутренней секреции. Оно вырабатывает гормоны, необходимые
для нормального протекания беременности. Если оплодотворения не
происходит, то желтое тело редуцируется и цикл начинается снова.

Менструальный цикл регулируют сразу несколько органов,
работающих согласованно. Гипофиз вырабатывает ряд важнейших
гормонов, среди которых два непосредственно регулируют работу
яичников — это фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и
лютеинизирующий гормон (ЛГ). Яичники отвечают за созревание яйцеклетки
и выработку половых гормонов.

Оплодотворение

Оплодотворение — это процесс слияния зрелой мужской
(сперматозоид) и женской (яйцеклетка) половых клеток, в результате
чего образуется одна клетка — зигота, являющаяся началом нового
организма (рис. 56.2).

Читайте также:  Перед менструацией может подниматься температура

Менструация 8 класс биология

Рис. 56.2. Оплодотворение — слияние яйцеклетки и сперматозоида

Во время полового акта во влагалище вбрасывается 3–5 мл
спермы — смеси сперматозоидов с выделениями мужских желез. В ней
содержится 200–500 млн сперматозоидов, которые имеют свойство
двигаться против тока жидкости. Из влагалища они перемещаются
в матку, а затем — в маточные трубы, где и встречаются
с яйцеклеткой. Яйцеклетка самостоятельно
двигаться не может. Ее движения обеспечиваются
сокращениями мышц стенки трубы и работой ресничек
эпителия. Зрелая яйцеклетка из лопнувшего
фолликула попадает сначала в брюшную полость,
а затем — в маточную трубу, где обычно и происходит
оплодотворение.

Беременность

Беременность — это физиологическое состояние
организма женщины, связанное с оплодотворением
яйцеклетки и развитием зародыша и плода.

Беременность у женщины длится 270–280 дней.
Во время беременности в организме женщины
происходят значительные изменения. Из внешних
оболочек плода формируется плацента. Плацента,
или детское место,— это орган, связывающий
плод с организмом матери во время внутриутробного
развития. Она обеспечивает обмен веществ
между организмом матери и плодом и уберегает
плод от нападения иммунной системы матери.

Значительные изменения происходят в матке:
увеличиваются ее размеры — не только за счет
растяжения стенок, но и за счет увеличения массы
мышц. Развивается сеть крупных и мелких сосудов,
несущих кровь к плаценте. Почки работают
с повышенной нагрузкой, выводя продукты обмена
не только матери, но и плода. У женщины активизируется
образование эритроцитов в костном мозге,
увеличивается количество крови, расширяются
кровеносные сосуды, усиливается газообмен. Для
обеспечения нормального функционирования органов
и систем организма беременной, благоприятных
условий для развития плода необходимо повышенное
количество питательных веществ и кислорода.

Роды

Роды — это физиологический процесс, которым
заканчивается беременность, выход из тела
матери зрелого плода и последа (плаценты и
зародышевых оболочек) (рис. 56.3).

Менструация 8 класс биология

Рис. 56.3. Роды

Рождение ребенка обеспечивается схватками. Схватки — это
периодически повторяющиеся сокращения мышц матки. Потуги — это
ритмические сокращения мышц брюшного пресса, сопровождающие
схватки.

Менструальный цикл — это закономерные циклические
изменения в организме женщины, повторяющиеся
через определенные промежутки времени. Внешне
он проявляется в виде менструации и делится на четыре
фазы. Регуляцию менструального цикла осуществляет
эндокринная система. Во время полового акта может произойти
оплодотворение, в результате чего наступит беременность. При
беременности для обеспечения обмена веществ с организмом матери из
оболочек плода образуется специальный орган — плацента.

Проверьте свои знания

  1. Где образуются половые клетки?
  2. Что такое менструальный цикл?
  3. Из каких фаз состоит менструальный цикл?
  4. Что такое плацента?
  5. Из чего образуется плацента?
  6. Что такое роды?

Источник

Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.

Задачи:

  1. Изучить половую систему и особенности жизнедеятельности организма в период полового созревания, оплодотворение человека.
  2. Сформировать представление о половой зрелости.
  3. Провести разъяснительную работу по предупреждению заболеваний половой системы.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование,
  • дидактический материал,
  • музыкальное оформление Марш Мендельсона,
  • презентация,
  • видеоматериал.

Целеполагание:

Звучит музыка (Марш Мендельсона), затем учитель читает стихи:

Минута единения святая
Мужчину с женщиной свела.

А с появлением деток в доме
Жизнь будет радости полна.

Ребята, вы узнали, что за музыка прозвучала сейчас? Да, свадебный марш.

Что обычно бывает через некоторое время, кагда мужчина и женщина поженятся? Появляются дети. Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Записываем тему урока – размножение.

Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, что такое размножение? (Показ слайдов).

Какие два вида размножение есть в органическом мире? Половое и бесполое Показ презентации. Давайте, сравним два способа размножения.

Бесполое    Половое
1 особь    2 особи
Потомство идентично материнской    потомство похоже на обоих

Изучение нового материала

1. Период полового созревания (показ слайдов).

2. Половое созревание мальчиков, изменение в организме. Показ видео материала.

Читайте также:  Когда наступает менструация после выкидыша

3. Половое созревание девочек. Показ видео материала

4. Строение половой системы мальчиков. Показ видео материала

5. Строение половой системы девочек. Показ видео материала

6. Оплодотворение – слияние яйцеклетки и сперматозоида (показ слайда). Рисунок в учебнике на с. 184 слева.

Учитель. Зигота – зародышевая клетка. В ней двойной набор хромосом, она несет половину хромосом отцовского и половину хромосом материнского организма. Затем зародышевая клетка многократно делится – образуется зародыш. Он имеет вид полого многоклеточного шарика с многочисленными ворсинками на поверхности.

Зародыш перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку и начинается развитие зародыша, смотрим рисунок на странице 183 справа.

Закрепление материала.

1. Перед вами на столах таблицы по строению мужской и женской половой системы. Чтобы запомнить что видели, попробуем строение половой системы человека изобразить в виде схемы.

Начинаем с половой системы мальчиков, схему записывайте в тетрадь.

Начинаем делать схему (показ слайдов), с помощью детей, дидактического материала и рисунков в учебнике (страницы 183,184).

Проверка полученных знаний.

2. На столах тесты 2 варианта:

1-й вариант

1. Яичники — это органы:

А) мужской половой системы;
Б) женской половой системы;

В) выделительной системы.

2. Где образуются сперматозоиды:

А) в семенниках
Б) в яичниках

В) в кишечнике

3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:

А) одинаковые
Б) неодинаковые — яйцеклетка значительно крупнее сперматозоидов

В) неодинаковые — сперматозоид больше яйцеклетки

4. Оплодотворение- это процесс:

А) деления зиготы
Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки

В) развития зародыша

5. Зигота:

А) зародышевая клетка
Б) женская половая клетка

В) мужская половая клетка

6. Какой вид размножения у человека

А) половое
Б) бесполое

В) вегетативное

2-й вариант

1. Семенники — это органы:

А) мужской половой системы
Б) женской половой системы

В) выделительной системы.

2. Где образуется яйцеклетка:

А) в семенниках
Б) в яичниках

В) в матке

3. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:

А) 23 хромосомы матери
Б) 23 хромосомы отца

В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца

4. Где происходит оплодотворение:

А) в матке
Б) в маточной трубе

В) во влагалище

5. Что происходит с зиготой:

А) перемещается в матку
Б) делится

В) исчезает

6. На кого похоже потомство при: половом размножении

А) на маму
Б) на папу

В) на обоих родителей

Ответы:

1-й вариант:

  • 1 – Б;
  • 2 – А;
  • 3 – Б;
  • 4 – Б;
  • 5 – А;
  • 6 – А;

2-й вариант:

  • 1 – А;

  • 2 – Б;

  • 3 – В;

  • 4 – Б;

  • 5 – А;

  • 6 – В.

Применение полученных знаний

Ребята, может быть такое, что не произойдет оплодотворение? Не образуется яйцеклетка или сперматозоиды – т.е. нарушение функций яичников и семенников. Это называется бесплодием. Бесплодие продолжает оставаться актуальной проблемой гинекологии. И вполне понятен интерес к этой проблеме.

1. Профилактика – не простужать яичники девочкам, не перегревать семенники мальчикам. Температура в мошонке, для образования сперматозоидов должна быть на два градуса ниже температуры тела.

2. Также, актуальной проблемой является простатит.- Что такое простата? Простата или предстательная железа – непарный железистый орган мужчины, размером с грецкий орех или каштан. Основные ее функции — в выработке секрета, входящего в состав семенной жидкости, а также участие в удержании мочи у мужчин. Воспаление предстательной железы будет, если в организм попала инфекция. Не вырабатывается семенная жидкость с помощью, которой сперматозоид продвигается к семявыводящему протоку. С целью профилактики простатита рекомендуется – избегать переохлаждения, вести активный образ жизни, т.е. заниматься спортом…

Это малая доля заболеваний органов половой системы, поэтому чтобы иметь детей надо сейчас беречь свое здоровье.

Здоровье ты свое беречь обязан,
Ведь пред потомками ты долгом связан:

Здоров ты будешь — и здоровы будут дети
Здоровье нации важней всего, поверьте люди.

Задание на дом с. 182-184, вопросы на 186 с 1-8.

Источник