Менструация с точки зрения ислама

Менструация с точки зрения ислама thumbnail

Менструация – естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью – примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада – это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас).

Отличия хайда от истихады:

1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда – сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки – это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу – это истихада, а по маликитскому – это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

Совершение намаза в период хайда и истихады

В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено совершать намаз. Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

В связи с этим необходимо выполнить ряд рекомендаций:

  • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
  • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
  • по возможности сохранять одежду чистой.

Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько дополнительных. Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

Женщины читают намаз

При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве – переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

Запреты во время месячных (хайда)

1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать уразу, поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье – прим. Islam.Global), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

Читайте также:  Менструации заканчиваются и через день снова начинаются

Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с Аишей (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу – прим. ред.)» (Бухари, Муслим).

5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

  • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
  • для Его восхваления и поминания;
  • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
  • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается заниматься сексом со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы – прим. Islam.Global), а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

7. Развод. Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс талак, то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

Прерывистая менструация

У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни – это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить полное омовение (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.

Источник

С древних времен женщина в состоянии менструации считалась нечистой. Соблюдение законов чистоты в этот период было необходимым и обязательным для евреев, христиан, зороастрийцев, индусов, мусульман и даже римлянин Плиний пишет, что если женщина в это время прикоснется  к вину, оно закиснет, зимние заготовки — испортятся, семена — перестанут плодоносить, а пчелы – откажутся от своих самок.

В период менструации  женщине  запрещалось входить в храмы, молиться, справлять любые религиозные обряды, прикасаться к священным предметам, готовить пищу и т.д. Она должна была находиться в уединенном месте, лучше всего — в специальной менструальной комнате, а мужчины не должны  к ним прикасаться. Известна библейская история с бегством Иакова из дома своего свекра Лавана. Любимая жена Иакова Рахиль взяла при бегстве домашних идолов и спрятала их у себя.

Когда Лаван догнал беглецов, то первым делом потребовал вернуть идолов, на что Иаков  ответил, что не брал их, а если не верит, пусть всех обыщет. Когда Лаван подошел к Рахили и хотел ее обыскать, она сказала, что у нее «обычное» женское и Лаван не стал ее обыскивать именно по этой причине: мужчинам запрещалось дотрагиваться до женщины, если у нее менструация.

Фанни Фазекас. Красный дождь

В Ветхом Завете, в книге «Левит» перечисляется многое, что делает человека ритуально нечистым:  прикосновение к трупу, семяизвержение, менструация, женское  кровотечение другого характера, наличие гноя, послеродовое время для женщины и так далее. В иудаизме женщина, как только почувствует приближение цикла, получала статус Ниды. Тогда она должна немедленно отделиться от мужа и между ними не должно быть никакого физического контакта, даже пальцем.

Читайте также:  Менструация сколько должна идти

«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;

и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Левит, 15: 19-24).

Майра Альписар. Алтарь

Во время этого периода женщина не может пользоваться мочалкой или губкой — мыться только своими руками; не может пользоваться куском твердого мыла — только жидким; не может выходить на улицу с гигиенической прокладкой, если она носит ее с целью сохранения одежды от загрязнения. Все процедуры, которые должна проделывать женщина в этот период, тщательно прописаны в специальном своде правил для Ниды.

Этот свод предусматривает, что в конце периода женщина должна пройти ритуал погружения в воду, известный как миква. Правильная процедура миквы предписывает, чтобы женщина сначала приняла ванну в теплой воде. В ванной она должна убедиться в чистоте всех складок и расщелин своего тела; ушей, между пальцами, в пупке, под грудью, отверстий проколотых ушей и т.д.

После этого тщательного мытья, женщина должна вычесать все волосы на голове, под мышками и в других частях. Во время всего цикла очищения она должна носить только чистое белое нательное белье. После очищения муж может быть допущен к ней, только когда она сама ему скажет, что совершила омовение и цикл завершен.

В период менструации женщине разрешается  изучать Священное Писание, но запрещается  зажигать свечи, входить в синагогу или находиться в комнате с книгами на иврите. Менструация с точки зрения раввинов – это проклятие Евы за первородный грех (Бытие 3: 13), который распространяется на всех женщин.

Миква

Позднее эта точка зрения утвердилась и в христианстве. Так женщина в православном храме тоже не может в нечистоте зажигать свечи, брать священные приборы, а если ей дозволено убираться в алтаре, то только если у нее прекратилась менструация, т.е. в менопаузе. Новый Завет запреты, перечисляемые в книге «Левит», упразднил, оставив в числе грязных только менструацию.

Она по-прежнему делает  женщину нечистой и не только в течение цикла, но и три дня — после. Правда, единого мнения среди священников на этот счет не существует и часто по просьбе женщины она может быть допущена до причастия.

В исламе разрешается во время менструации дотрагиваться до женщины, ласкать ее, целовать, но строго воспрещается  прямой половой контакт. Ислам не имеет священников или особой жреческой касты, диктующей всем единые правила, как в иудаизме, которым должны следовать все мусульмане. Люди сами могут определять, каким правилам им следовать.

Если человек  не может определиться с ними, он может принять те, которыми руководствуются более сведущие и более знающие. В исламе считается, что исключение молитвы и поста для женщин, является благом. Кроме того, женщина может в это время читать «Коран» в переводе, т.к. перевод не считается настоящим «Кораном», настоящий — только на арабском.

Уединение менструирующих женщин

Можно сказать, что ислам наиболее щадящая в этом отношении религия: в «обычное»  для женщин время она освобождается от намаза (пяти ежедневных молитв), от поста и считается благословленной самим Аллахом. И важно, что многое в исламе отдается на усмотрение самого верующего.

Например, когда у девушки-мусульманки наступает первый менструальный период, она  должна по обычаю покрыть свои волосы и тело платком. Но во многих странах они этого не делают, т.к. если она всегда ходила не покрытой, и вдруг пришла в школу в другом образе, то всем станет очевидным, почему. А девушки все-таки стесняются и стыдятся открыто демонстрировать свою «болезнь».

Период очищения здесь тоже заканчивается тщательным омовением. Во времена Пророка Мухаммада, женщины  мусульманской общины приходили к женам пророка, прося, чтобы они осмотрели ватные шарики, которые женщины использовали в качестве гигиенических прокладок. Это было необходимо, чтобы удостовериться, что менструальный период  «завершен».

Несмотря на то, что ислам – щадящая религия по отношению к менструирующей женщине, тем не менее, менструация и здесь считается грязной, а женщина — второсортной. По этой причине, если она находится в репродуктивном возрасте, то не имеет права ходить на кладбище и ее не допускают в мечеть. Также в исламе начинает распространяться идея, что если кто-то увидит менструальную кровь женщины, она становится повинной в смертном грехе.

Читайте также:  Как гормональные влияют на менструацию

Мартина Хоффман. Хранительница огня

В буддизме молитва женщины в это время считается ничтожной, ее аура становится темной и гнилостной, поэтому ей строго запрещается посещать места отправлений религиозных обрядов. Кроме того, она должна держаться от огня и воды на расстоянии пятнадцати шагов.

Есть ли оправдание всем этим запретам и ограничениям с научной точки зрения? Ответ: «Да, есть». Ученые разных стран нашли токсин, присутствующий в различных биологических жидкостях менструирующей женщины (слюне, жидкости, моче, крови и др.). Он выделяется организмом женщины особенно интенсивно перед менструацией и в течение первых нескольких дней. Менотоксин действительно тормозит рост растений и негативно отражается на рассаде.

Удалению  менотоксинов из организма женщины репродуктивного возраста народная медицина рекомендует за три дня до и три дня после менструации пить настой листьев лесной земляники (одна ст.л.:200) по два стакана в день; настой ягод чёрной бузины (одна ст.л.:200) по два стакана в день, а также есть молодые листья лопуха (в салате), ежевику, абрикосы, груши, вишню, апельсины, инжир, калину, шелковицу, красную смородину, огурцы.

Тина Гай — Автор — кандидат философских наук, социолог,  преподаватель гуманитарных дисциплин.

https://sotvori-sebia-sam.ru/menstruaciya/

Источник

Уважаемые ученые, ассаляму-алейкум!

Я читал где-то, что запрещаются интимные отношения с женщиной во время менструации. Так ли это с точки зрения ислама?

Отвечают муфтии Мухаммад Салех Ал-Мунаджид и Ахмад Катти.

Дорогой читатель, мы ценим ваше стремление к знаниям и ваше желание следовать дозволенному и сторониться запретного. Мы искренне просим Аллаха благословить ваши устремления на этом благородном пути.

Во-первых, следует уяснить, что женщины не считаются нечистыми во время менструации или послеродового кровотечения. Они не должны находиться в отдельном помещении или есть из отдельной посуды, отдельно от мужа, что было принято у древних евреев. Они могут как обычно общаться и иметь интимные отношения за исключением половых сношений, о чем говорится ниже.

Относительно заданного вопроса о степени близости между мужем и женой во время менструации шейх Ахмад Катти, старший лектор и ученый в области исламских наук при Исламском университете в Торонто (Онтарио, Канада) пишет:

«В исламе не разрешается вступать в половую связь мужу с женой, если у нее начался период менструации. Аллах говорит в Коране, «Они спрашивают тебя о менструации и возможности половых сношений с жёнами в этот период. Скажи им, что это время недуга у жён. И не прикасайтесь к ним, пока у них не пройдёт кровотечение, и они не очистятся» (Аль-Бакара: 222). Этот запрет от Аллаха относится только к половым сношениям; это четко установлено в достоверной сунне, о чем сообщают надежные источники, начиная с Пророка (мир и благословение ему).

Пророка (мир и благословение ему) однажды спросил один из его сподвижников, что разрешается мужу из супружеских отношений во время ее периода. Его ответ был: «Делай все, за исключением полового сношения». Другими словами, парам разрешается дружеское общение, включая интимные отношения, если они не являются половым сношением. Айша, любимая жена Пророка, и мать правоверных, сказала: «Мы жили вместе с Пророком, когда у меня была менструация; Он только воздерживался от полового сношения».

Что касается вопроса о том, имеется ли ввиду область между пупком и коленями, шейх М.С, Ал-Мунаджид, выдающийся саудовский ученый, говорит:

«Правильным будет считать, что мужчина может иметь интим со своей женой, когда у нее менструация, любым способом за исключением сношения (исходя из вышеприведенной фетвы).

Многие ученые придерживались мнения, что мужчине запрещается иметь сексуальную связь со своей женой во время периода менструации в области между пупком и коленями, и они привели доказательства этого, однако такой подход имеет свои неточности. Имеется хадис о том, что мужу разрешается наслаждаться женой во время менструации, если это касается области выше пояса. Абу Дауд передал от Харама ибн Хакима, что его дядя по отцу спросил Посланника Аллаха (мир и благословение над ним): «Что мне можно делать с моей женой, когда у нее период менструации?» Он ответил: «Все, что выше пояса».

Согласно некоторым ученым, этот хадис считается слабым или ненадежным. Даже если этот хадис является надежным, он не содержит свидетельств, что нельзя иметь интимных отношений в области между пупком и коленями ввиду следующих причин:

1. Хадис подразумевает, что избегать эту зону является желательным, но не обязательным.

2. Его можно рассматривать как относящийся к человеку, который не в силах сдержаться, так как если ему будут позволены интимные отношения в области бедер, например, он может не удержаться от сношений в вагину, совершив таким образом запретное (харам) в силу недостатка религиозных убеждений, либо в силу слишком большого желания. Таким образом, хадисы, в которых говорится, что это можно, относятся только к тому, кто может контролировать себя, а хадисы, которые говорят, что это нельзя, относятся к тому, кто опасается, что он может впасть в запретное».

Всемогущий Аллах знает лучше.

Фетва IslamOnline.net

Источник