Менструация у женщины намаз
Хайд (месячные) и нифас (послеродовые кровотечения) являются преградой для обязательности, дозволенности и правильности намаза.[1] Женщине в состоянии хайда или нифаса не нужно совершать намаз. Обязанность намаза с неё спадает и не надо его восполнять (када).
عن عائشة رضي الله عنها: كانت إحدانا على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا طهرت من حيضها تقضي الصيام ولا تقضي الصلاة
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда одна из нас во времена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очищалась от месячных (прекращались месячные), восполняла пост и не восполняла намаз».
Одно из условий правильности намаза — очищение от хайда и нифаса (очищение от скверны). Поэтому намаз такой женщины не является правильным и разрешенным.[2] Вследствие того, что женщине, у которой хайд либо нифас, не разрешено читать намаз, при совершении намаза в таком положении она будет грешницей. Потому что женщина, совершающая намаз очищенной (от хайда либо нифаса) из-за повиновения Аллаху, вознаграждается. От того, что женщина во время хайда или нифаса, повинуясь Аллаху, оставляет такие поклонения как намаз, пост, чтение Священного Корана, вновь получает награду. Хадисами Пророка (мир ему) установлена недозволенность совершения намаза во время хайда или нифаса.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам».[3] В другом аяте сказано: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху».[4]
Для женщины, у которой месячные, является мустахаб (вознаграждаемым деянием) брать омовение во время каждого намаза и, сидя на своем молельном коврике, произносить слова тасбиха (субханалла), тахлиля (ля иляха илляллах), такбира (Аллаху акбар). Согласно одному преданию, ей будет записана награда самого лучшего намаза, выполненного ею.[5]
С женщины в положении хайда или нифаса спадает совершение сажда шукр (земной поклон благодарности) и сажда тилават (сажда чтения Корана).[6]
Если у женщины во время совершения обязательного намаза начались месячные, не от того, что она почувствовала, а от того, что вышло наружу, то обязанность этого намаза с неё спадает. Если же у неё начались месячные во время совершения добровольного намаза, то после очищения ей надо восполнить этот намаз.[7] Потому что ваджиб (обязательным) является восполнить незаконченный добровольный намаз.
Если женщина в периоде чистоты, когда еще не прошли минимальные 15 дней этого периода, не совершив ночной намаз, ляжет спать, используя вату и не проснувшись ночью, а проснувшись после имсака (время завершения ночного и начало утреннего намаза) обнаружит, что начались месячные, то ей нужно восполнить ночной намаз.[8] Потому что хайд начинается тогда, когда становится заметным либо когда выходит за пределы половых органов. То, что до этого, не имеет значения.
Если женщина, будучи в состоянии хайда, используя вату и др. гигиенические средства, ляжет спать после времени ночного намаза, и проснувшись после имсака обнаружит, что вата чистая, то ей надо восполнить ночной намаз. Потому что у неё прекратились месячные с момента использования ваты.[9]
Если у женщины прекратятся месячные менее, чем за 10 дней, и до выхода времени намаза остается время достаточное для совершения гусля и вступительного такбира к намазу, то этот намаз остается долгом на совести мусульманки, то есть она должна восполнить его.[10]
Если же очистившись, у неё не остается времени до окончания времени намаза для совершения гусля и произнесения вступительного такбира, обязанность этого намаза спадает. Например, если хайд прекратится до захода солнца, а до заката останется время для взятия гусля и произнесения вступительного такбира, то этот намаз (послеполуденный — аср) остается долгом для неё. Если возможно, она должна немедленно совершить его. Даже если во время совершения намаза, наступает время магриб (вечернего) намаза, она должна завершить намаз. Потому что фарз намаз в нежелательное (карахат) время, она завершает во время камиль (желательное).[11]
Если она очистится по завершении 10-и дней, даже если до окончания намаза не остается времени для взятия гусля и произнесения слов вступительного такбира, для неё является обязательным совершить намаз этого времени.
Макрух (нежелательным) для неё является восполнение намазов, которые остались в период месячных.[12]
[1] Ибн Абидин, том 1, стр.190; Дурер стр.42
[2] Тахтави, стр.26; Дурер стр.42.
[3] Сура Хашр, аят 7.
[4] Сура Ниса, аят 80.
[5] Бахрур-Раик, том 1, стр.203.
[6] Ибн Абидин, том 1, стр.191; Большой Илмихал Ислама, стр.180.
[7] Бахрур-Раик, том 1, стр.215.
[8] Мабсут, том 2, стр. 142.
[9] Мабсут, том 2, стр. 142.
[10] Мабсут, том 3, стр. 142.
[11] Когда до захода солнца остается 45 минут входит время карахата (нежелательное). Когда наступает время вечернего намаза, прекращается время карахат и начинается время камиль (желательное).
[12] Бахрур-Раик, том 1, стр. 244.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Менструация – естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью – примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).
В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада – это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас).
Отличия хайда от истихады:
1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.
2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда – сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.
3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.
Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки – это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу – это истихада, а по маликитскому – это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.
Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.
Совершение намаза в период хайда и истихады
В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено совершать намаз. Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.
В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).
В связи с этим необходимо выполнить ряд рекомендаций:
- использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
- предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
- по возможности сохранять одежду чистой.
Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.
В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько дополнительных. Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.
При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве – переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).
Запреты во время месячных (хайда)
1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.
Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).
2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать уразу, поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.
Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).
3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье – прим. Islam.Global), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).
Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.
4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с Аишей (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу – прим. ред.)» (Бухари, Муслим).
5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:
- если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
- для Его восхваления и поминания;
- во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
- перед тем как приступить к какому-либо важном делу.
6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается заниматься сексом со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.
В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы – прим. Islam.Global), а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).
При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).
7. Развод. Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс талак, то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.
Прерывистая менструация
У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?
Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.
Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.
В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни – это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.
Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.
После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить полное омовение (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.
Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким облегчающим периодом, во время которого ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.
В Коране сказано:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى
(смысл): «И они спрашивают тебя, о Мухаммад, о женских месячных циклах (о менструации). Скажи им: «Это – страдание (и для женщины, и для её супруга в близости в этот период)»». (сура Аль-Бакара: 222)
Запреты в поклонении в это время:
1. совершение намазов;
Несовершённые за этот период молитвы не требуют восполнения позже.
2. соблюдение поста;
Обязательные посты, пропущенные в этот период, должны быть возмещены позже.
3. совершение тавафа (семикратного обхода вокруг Каабы);
Совершение других обрядов хаджа в этот период допускается. От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:
خَرَجْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لاَ نَذْكُرُ إِلَّا الحَجَّ، فَلَمَّا جِئْنَا سَرِفَ طَمِثْتُ، فَدَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا أَبْكِي، فَقَالَ: مَا يُبْكِيكِ؟ قُلْتُ: لَوَدِدْتُ وَاللَّهِ أَنِّي لَمْ أَحُجَّ العَامَ، قَالَ: لَعَلَّكِ نُفِسْتِ؟ قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: فَإِنَّ ذَلِكِ شَيْءٌ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَى بَنَاتِ آدَمَ، فَافْعَلِي مَا يَفْعَلُ الحَاجُّ، غَيْرَ أَنْ لاَ تَطُوفِي بِالْبَيْتِ حَتَّى تَطْهُرِي
«Мы отправились в путь вместе с Пророком ﷺ и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы прибыли в местечко Сариф, у меня начались месячные. Пророк ﷺ зашёл ко мне, а я в это время плакала, и спросил: «Что заставило тебя плакать?«. Я ответила: «Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году«. Он сказал: «Наверное, у тебя началось кровотечение«. Я ответила: «Да«. Тогда он сказал: «Поистине, это то, что предписал Аллах всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься«». (Бухари, 305; Муслим, 1211)
4. половая близость;
5. пребывание в мечети;
6. касание к Корану;
7. чтение текста Корана.
Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним. Продолжительность менструального цикла может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6-7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.
Любое кровотечение более этого срока (15 дней) рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихаза). Если на шестнадцатый день выделения не прекратились, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей (намаз, пост и т. п.).
А если выделение крови длилось меньше суток, то женщина возмещает пропущенный в это время пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если по истечении 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.
Для женщины, у которой болезненные выделения, действительно такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не бросает намаз, но перед этим она прежде всего очищает место выделения от крови, затем вставляет внутрь ватный тампон, после чего кладёт чистую прокладку и надевает чистое бельё. В месяц Рамадан не разрешается пользоваться тампоном, так как это нарушает пост. После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.
Откладывать совершение намаза можно только по следующим причинам:
– укрытие аврата;
– ожидание, пока начнётся коллективная молитва;
– отправление в мечеть;
– ответ муэдзину, то есть причины, связанные с намазом.
Если после всех процедур до совершения намаза наружу проступит кровь, это не её вина и это не аннулирует действительность намаза. А если женщина забыла вставить тампон или откладывала намаз по причинам, не связанным с намазом, она должна обновить омовение. Таким образом, совершают один фарз-намаз и произвольное количество суннат-намазов.
Женщина, страдающая хроническим кровотечением, после каждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.
От Муазы (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она спросила Аишу:
مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ، وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ. فَقَالَتْ: أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ؟ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ، وَلَكِنِّي أَسْأَلُ. قَالَتْ: كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ، فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ
«»Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?» Аиша сказала: «Ты харуритка?! (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять, подобно хавариджам)». Она ответила: «Нет, я просто хочу знать«. Аиша промолвила: «Мы тоже сталкивались с этим. Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы«». (Муслим, 335)
Саид Мансур передал слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Если женщина очистилась от менструации во время послеобеденного намаза, то она должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. А если она очистилась во время ночного намаза, то должна совершить вечерний и ночной намазы».
Обратите внимание на график, в каких случаях какие намазы надо возмещать.
Случай 1. Менструация заканчивается во время утреннего намаза.
Становится обязательным совершение утреннего намаза.
Случай 2. Менструация заканчивается во время обеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного намаза.
Случай 3. Менструация заканчивается во время послеобеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного и послеобеденного намазов.
Случай 4. Менструация заканчивается во время вечернего намаза.
Становится обязательным совершение вечернего намаза.
Случай 5. Менструация заканчивается во время ночного намаза.
Становится обязательным совершение вечернего и ночного намазов.
Если выделения были непрерывными в течение пяти суток, а потом прекратились, и женщина сделала полное омовение, а затем совершала намазы и соблюдала пост, но, например, через четыре дня выделения возобновились и не продолжались более 15 суток от начала появления первой крови, то она должна возмещать долг только за пост, и нет греха в половом акте, совершённом в те четыре дня, когда кровь прекратилась, так как она была уверена в том, что выделения прекратились.
Желательные действия во время менструации:
1. обращение к Аллаху с просьбами (дуа);
2. частое произнесение зикра;
3. пребывание в обществе благочестивых сестёр;
4. чтение религиозной литературы.
Разрешается читать аяты, содержащие слова мольбы, если женщина хочет обратиться к Аллаху с просьбой, не имея намерения на чтение Корана.
Жена Пророка Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У какой бы женщины ни начался период ежемесячного осквернения, оно дано как очищение от грехов». Если женщина в первый же день осквернения в любом состоянии, в котором она находится, скажет: «Альхамдулиллях!» и будет каяться перед Всевышним, произнося: «Астагфируллах!», Аллах занесёт её в список тех, кого освободили от огня Ада. Также Аллах занесёт её в списки тех, кто пройдёт мост Сират и будет в безопасности от наказания в Аду. Если женщина будет в числе поминающих Аллаха, благодарящих Его, и будет каяться перед Ним в дни ежемесячного осквернения, то за каждый день и за каждую ночь ей будет записано вознаграждение 40 шахидов. Также можно сказать: «О Аллах, я оставляю поклонение, следуя Твоему велению».
Некоторые женщины не знают начало и конец своего цикла и пропускают намазы, не думая об этом. Таких женщин называют «мутахаййират» (рассеянная), и ей будет трудно в Судный день. Если перед наступлением менструации начинаются мутные выделения, то это считается циклом, по-другому можно узнать о начале месячных, когда начинаются сильные боли или острые рези в животе.
А если мутные выделения выходят ещё какое-то время после менструации, то лучше подождать, так как Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, обратившись к жёнам сподвижников: «Не спешите, пока не увидите белые выделения». Белые выделения наступают не у всех женщин, но в таком случае следует дождаться, пока вы не убедитесь в том, что очистились от мутных выделений.
Если человек находится в таком состоянии, что ему обязательно надо искупаться, то ему нежелательно стричь ногти и волосы до купания, так как в хадисе сказано, что удалённые волосы и ногти вернутся к нему в Судный день в состоянии джанаба. («И‘анат ат-талибин»).
Некоторые говорят, что женщине-преподавателю Корана можно выполнять свою работу даже во время менструации. Нет, это не дозволено. Но ей можно обучать учеников алфавиту и чтению арабских слов, не относящихся к Корану. По словам имама Малика, это разрешено, но все три имама говорят, что это запретно.
Купание
После прекращения выделений надо совершать гусль (ритуальное купание), которое нельзя откладывать ни под каким предлогом: холод, гости, дети и т .п. Гусль заключается в полном омовении тела.
Порядок совершения гусля таков: вначале следует сделать намерение (произносить вслух намерение – ният – совершить гусль необязательно.) При этом говорят: «Я намереваюсь совершить ритуальное фарз-омовение».
Вслед за этим со словами «Во имя Аллаха» – «Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим» – приступают к дальнейшим действиям омовения:
1. обмывают водой промежность;
2. совершают малое омовение – вуду, не обмывая ноги;
3. обливают водой голову и протирают её;
4. поливают водой и протирают правую часть тела – руку, бок, ногу;
5. поливают водой и протирают левую часть тела – руку, бок, ногу;
6. повторно моют тело;
7. обливают водой туловище целиком;
8. моют ноги до щиколоток.
Благодаря гуслю человек становится чистым целиком, и до тех пор, пока чистота не нарушится, он может совершать обряды поклонения.
Если вода не поступает внутрь заплетённых кос, то их обязательно надо расплести и помыть. В Шариате делается снисхождение, если вода не пропитывает полностью вьющиеся от природы волосы. Но если человек сам их накрутил, то снисхождение не делается («Фатх аль-му‘ин»).
ISLAMDAG.RU