Развод в исламе при менструации

Развод в исламе при менструации thumbnail

Вопрос: В первый день менструации она забыла сказать об этом мужу и попросила развод, и он дал ей третий развод. Потом она вспомнила об этом и рассказала ему. Какова позиция Шариата по этому вопросу?

Ответ: Хвала Аллаху

Ученые разошлись во мнении относительно того, считается ли развод, данный женщине во время менструации, действительным. Большинство ученых считает, что такой развод действителен. Однако есть группа ученых, которые не признают такой развод и среди них многие современные ученые, например, шейхи Ибн Баз и Ибн Усеймин (да смилуется над ними Аллах).

Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Развод во время менструации не считается действительным согласно более правильному из двух существующих мнений, хоть это и противоречит мнению большинства. Большинство ученых признают такой развод состоявшимся, но правильное мнение в данном вопросе отражено в фетвах некоторых таби’инов и Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими). Это также мнение Шейх уль-Ислама Ибн Теймии, его ученика Ибн Кайима и других ученых, которые считали такой развод недействительным, потому что это противоречит законам Аллаха. Всевышний повелел, что развод следует давать тогда, когда женщина находится в состоянии чистоты, свободная от менструации и послеродового кровотечения, и во время чистоты, когда муж не имел с ней близости. Это развод, предписанный Шариатом. Если он дает ей развод во время месячных, послеродового кровотечения или во время чистоты, когда он уже имел с ней близость, то этот развод – нововведение и не считается действительным согласно более правильному из двух существующих мнений, потому что Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)

Это означает – когда они чистые (не во время менструации) и у вас не было близости с ними. Это то, что сказали ученые о разводе в течение установленного срока, а именно: они должны быть чистыми (не во время менструации) и вы не имели близости с ними или они должны быть беременны. И это то, что означает развод в течение установленного времени». См. «Фатава ат-Таляк», стр. 44.

Сказано в фетве Постоянного Комитета (20/58): «Есть несколько видов разводов, являющихся нововведением: развод во время менструации или послеродового кровотечения, или развод в период чистоты, когда мужчина уже имел близость с женой. Согласно более правильному мнению, такой развод считается недействительным».

Таким образом, если развод был дан во время менструации, то он считается недействительным и женщина все еще состоит в браке со своим мужем.

Шейха Ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили о мужчине, который дал развод жене во время менструации, но он не знал о том, что у нее менструация – считается ли развод действительным?

Он ответил: «Ученые разошлись во мнении относительно развода во время менструации и вели продолжительные дискуссии о его принятии или неприятии. Большинство из них считают, что такой развод действителен, но необходимо сказать мужчине, чтобы он вернул жену и оставался с ней, пока она не очистится от менструации, переждет еще одну менструацию и снова очистится. После этого он может продолжить жить с ней, если пожелает, или развестись. Это мнение большинства ученых, в том числе четырех имамов: Ахмада, аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы. Но более правильным считается мнение, которого придерживался Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах), а именно: развод во время менструации недействителен, поскольку он противоречит приказу Аллаха и Его Посланника. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни делал что-либо, что не является частью нашего дела (религии), это будет отвергнуто». В пользу этой точки зрения свидетельствует хадис от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), который при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные. Умар бин аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вели ему взять её обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождёт, пока) у неё снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит её, а если захочет, пусть разведётся, (не имея с ней близости): это и есть срок /‘идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».

Установленный срок, в течение которого Аллах повелел давать развод, означает, что мужчина может дать развод только тогда, когда женщина находится в состоянии чистоты (не во время менструации) и он не имел близости с ней. Таким образом, если он дал ей развод во время менструации, то это не соответствует повелению Аллаха и отвергается. Мы полагаем, что развод, данный женщине во время менструации, не является действительным и она все еще состоит в браке со своим мужем. Не имеет значения, знал ли муж о менструации или нет. Да, не имеет значения, знал ли он о ее состоянии, но если знал, то совершил грех и развод не принимается. Если он не знал о том, что у жены менструация, то развод все равно недействителен, но на муже нет греха».

См. «Фатава Исламийя», 3/268.

Islam Q&A фатва № 72417
Перевод: www.sawab.ru

Просмотров:
3 343

Источник

Развод в исламе при менструации

Вопрос:
Ассаламу алейкум! У меня вопрос касательно развода. Я мать двоих детей. С первым мужем развелись в 2015 г. Причина была я сама, так как не смогла строить хорошие отношения с его родными. Жили все вместе: его родители и сестра родная, будучи замужем, все равно жила с нами, и меня это не устраивало, потому что ее муж (муж – русский, принял ислам, но намаз не совершает) постоянно приходил, так как она у нас находилась. И, когда я жаловалась, родители мужа сказали: это их дочь, если тебе не нравится, живи у себя в комнате. Вот такие у нас были конфликты. Далее, мой муж платил алименты за отца. У его отца от другой жены был сын. Вот такие моменты меня не устраивали, потому что всегда муж на нас экономил, а отцу всегда отправлял деньги и его сына обеспечивал. Когда я начала говорить, что так продолжаться не может, почему я должна все терпеть? Ладно родители, их надо обеспечивать, а еще сына его. Отец его выгнал меня с детьми. Вот так я развелась с первым мужем. Он дал талак три раза. Муж не хотел разводиться, он детей сильно любил. Тогда младшему всего три месяца было. Теперь недавно в сентябре вышла замуж за другого человека. Мы поженились по шариату, и он после никаха мне рассказал, что он ранее был судимым. После этого у меня к нему отношение изменилось. Разные мысли появились. Муж, он работал сутками, и он оставлял меня дома с родным братом, хотя знал, что брат – харам для меня, и что так нельзя. И этот брат его, который еще выпивает (об этом я не знала), концерт устроил. Я, все это увидев, потребовала развод. Потому что у меня двое детей, я бы не хотела, чтобы дети мои видели такое. Он дал талак один раз во время хайз. Теперь у меня вопрос к Вам: это мое испытание или наказание? Почему так происходит? Хочу знать, вот я сама от него потребовала развод, это считается грехом? В душе я люблю первого мужа – отца моих детей, но он не хочет вернуть меня, потому что родители его против. Подскажите мне мольбу дуга, я сильно хочу сойтись с первым мужем. (Казахстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Хотя давать развод во время месячных – грех, однако развод действителен и действенен. Соответственно, развод, данный мужем вам в состоянии месячных, действителен. В сборнике «Сунан» имама Даракутни есть запись о том, что Абдулла ибн Умар дал развод своей жене во время месячных, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) счел развод действительным. (Даракутни. Сунан. – № 3974)

عن الحسن , قال: نا عبد الله بن عمر , أنه طلق امرأته تطليقة وهي حائض ثم أراد أن يتبعها بتطليقتين أخراوين عند القرئين فبلغ ذلك رسول الله صلى الله عليه وسلم , فقال: «يا ابن عمر ما هكذا أمرك الله إنك قد أخطأت السنة، والسنة أن تستقبل الطهر فيطلق لكل قروء» , قال: فأمرني رسول الله صلى الله عليه وسلم فراجعتها , ثم قال: «إذا هي طهرت فطلق عند ذلك أو أمسك» , فقلت: يا رسول الله رأيت لو أني طلقتها ثلاثا كان يحل لي أن أراجعها؟ , قال: «لا كانت تبين منك وتكون معصية

Если муж отзывает развод во время идды (трех полных менструальных циклов после развода), тогда вы возвращаетесь в его никах. Если так и произошло, найдите возможность погасить разногласия между вами и постарайтесь сделать так, чтобы ваш брак хорошо функционировал.

Вашему мужу не подобает оставлять вас в ситуации, когда вы и ваши дети подвергаетесь воздействию его брата-алкоголика. Ваш супруг должен дать вам отдельное от его брата жилье, ведь его брат не приходится вам махрамом. Кроме того, ему следует защитить вас и ваших детей от неподобающего поведения.

Если же муж не отозвал развод до истечения идды, то узы никаха между вами прекратят свое действие. После этого вы можете выйти замуж за того мусульманина, за которого пожелаете (включая вашего первого мужа) с согласия ваших родителей.

Аллах испытывает Своих рабов различным образом для искупления их грехов или возвышения их статуса. Вам следует провести некоторый самоанализ своей жизни и посмотреть, что вы, возможно, делаете не так. Быть может, требует улучшения ваш характер. Быть может, вы порвали отношения с некоторыми родственниками. Быть может, вы совершаете некий нехороший поступок, сами того не сознавая. Мусульманину всегда следует проводить самоанализ и стремиться к помощи и прощению Аллаха, чтобы определить свои ошибки, которые могут быть у него, и исправить их. Если вы искренне попросите Аллаха наставить вас и показать, что не так в вашей жизни, то Аллах наставит вас и благословит возможностью исправить это. Такие трудные ситуации должны послужить поводами для обращения к Аллаху и просьбе о Его помощи. Если вы искренни к Аллаху, Аллах будет искренен к вам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q714

Источник

Между законоведами нет разногласий относительно того, что муж не имеет права давать развод жене во время менструации. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (сура 65 «Развод», аят 1).

В «Сахихе» Муслима сообщается, что во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдаллах ибн ‘Умар дал развод жене во время менструации, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть вернёт её». Ибн ‘Умар вернул жену, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда она очистится от менструации, дай ей развод или удержи её». И он прочёл вышеупомянутый аят из суры «Развод».

Ибн Касир в своём тафсире приводит слова ‘Абдаллаха ибн Мас’уда о том, что под разводом в установленный срок подразумевается развод, когда женщина очистилась от менструации и не имела близости с мужем. В таком же смысле высказывались Ибн ‘Умар, ‘Ата, Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Катада, Маймун ибн Михран, Мукатиль ибн Хайян, ‘Икрима и ад-Даххак. ‘Али ибн Абу Тальха передал, что Ибн ‘Аббас, разъясняя суть установленного для развода срока, сказал: «Не следует давать женщине развод во время менструации и если муж имел интимную близость с ней после очищения от менструации. Следует подождать, пока менструация не закончится и она очистится, и уже потом дать ей развод». Поясняя смысл этого предписания, ‘Икрима сказал: «Это для того, чтобы мужчина, давая развод, знал о беременности женщины и не давал развод, если он имел интимную близость с ней и не знает, беременна она или нет». После этого Ибн Касир пишет: «Из всего этого законоведы извлекли правила развода и разделили его на развод, соответствующий Сунне, и развод, противоречащий ей. В соответствии с Сунной развод можно давать, если женщина очистилась от менструации и после этого не имела интимной близости с мужем. Если же мужчина дал жене развод во время менструации или если вступил с ней в интимную близость после того, как она очистилась, то такой развод противоречит Сунне». [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 8. С. 166.]

Ибн Кудама пишет: «Что же касается запрещенного вида развода, то к нему относится развод, данный во время менструации или если муж имел близость с женой после того, как она очистилась. Улемы во всех странах и во все времена были единодушны в том, что это запрещено». [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 364.]

Таким образом, нет сомнения в том, что разводиться во время менструации неправильно. Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, действителен такой развод или нет.

По мнению подавляющего большинства улемов, в том числе представителей четырёх мазхабов, такой развод действителен. [Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасид. Т. 3. С. 87.] Имам аль-Касани пишет: «Развод, противоречащий Сунне, действителен, и это мнение большинства улемов». [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 3. С. 96.]

Главный аргумент в пользу этого мнения — упомянутая выше история ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. В одной из версий, приведённой в обоих «Сахихах», говорится о том, что этот развод был засчитан. Кроме того, в хадисе сказано: «Вели ему вернуть её» — а вернуть жену можно только после действительного развода.

Кроме того, в коранических аятах о разводе нет никаких оговорок о том, при каких обстоятельствах был дан развод. Всевышний сказал: «Разведённые женщины выжидают три менструации» (сура 2 «Корова», аят 228); «Развестись [и снова сойтись] можно дважды» (сура 2 «Корова», аят 229) и др. Отсюда также следует, что развод действителен, даже если муж не выполнил условий, оговоренных в Сунне.

Иного мнения придерживались некоторые «багдадские законоведы» [Аль-Джунди, Халиль ибн Исхак. Ат-Таудих фи шарх Мухтасар Ибн аль-Хаджиб. Т. 4. С. 39] и некоторые ханбалиты, в том числе Ибн Таймийя и Ибн аль-Каййим [Аль-Мардави, ‘Али ибн Суляйман. Аль-Инсаф фи ма‘рифа ар-раджих мин аль-хиляф. Т. 8. С. 448]. Имам аль-Касани отмечает, что это мнение разделяли и шиитские законоведы.

В качестве довода они приводили слова Всевышнего: «Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок» (сура 65 «Развод», аят 1). И если такова воля Всевышнего, то любое действие, идущее наперекор её, является недействительным. В достоверном хадисе сказано: «Если кто совершил поступок, который мы не велели совершать, то он будет отвергнут» (Муслим). Это подтверждается и тем, что в некоторых версиях хадиса Ибн ‘Умара говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «не принял это во внимание» (Абу Давуд). То есть развод не был им засчитан. Что же касается сообщения о том, что развод был засчитан, то, по мнению этих улемов, данные слова были по ошибке добавлены некоторыми передатчиками. Что же касается повеления вернуть жену, то в данном случае имеется в виду лексическое значение слова «вернуть», а не значение этого слова в терминологии шариата. То есть ему было велено вернуть её домой в прямом смысле слова, а не аннулировать развод.

Однако такое истолкование имеет слабые стороны. Прежде всего, в хадисах приводятся недвусмысленные слова самого Ибн ‘Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засчитал этот развод. Утверждения о том, что эти слова были приписаны ему по ошибке не имеют под собой никаких оснований, а строить выводы на догадках и предположения недопустимо. Также неубедительным является приведённое выше истолкование глагола «вернуть», так как известно, что после первого развода женщина не покидает дом своего мужа. А значит, речь шла не о возвращении её домой, а о восстановлении отношений после действительного развода. Что же касается версии Абу Давуда, в которой сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял это во внимание, то в неё речь идёт о менструации, а не о разводе. Известно, что после объявления развода женщина обязана выждать три менструальных цикла, и только после очищения от третьей менструации она считается разведенной. В данном случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял во внимание менструацию, то есть менструальный цикл, во время которого жена Ибн ‘Умара получила развод, не был засчитан первым из трёх.

Таким образом, мнение большинства улемов представляется более сильным. Оно настолько широко распространено среди законоведов, что некоторые имамы считали его всеобщим мнением приверженцев Сунны. Ибн Кудама пишет: «Ибн аль-Мунзир и Ибн ‘Абд-аль-Барр считали, что в этом вопросе не возражает никто, кроме еретиков и заблудших» [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 366]. Иными словами, этим учёным не было известно, чтобы кто-либо из приверженцев Сунны говорил, что развод во время менструации недействителен. Это не значит, что каждый, кто придерживается обратного, обязательно является еретиком или заблудшим, но совершенно ясно, насколько малораспространенным такое суждение было среди мусульман.

Сообщается, у имама Ахмада спросили о том, кто считает запрещённые виды развода недействительными, так как они противоречат велению Аллаха, и он сказал: «Это плохие и скверные слова». [Ибн Раджаб. Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам. Т. 1. С. 190.] Также неизвестно, чтобы этого мнения придерживался кто-либо из сподвижников или табиев, и это наводит на мысль о том, что разногласия по данному вопросу появились позже. А Аллах знает лучше.

Источник

Развод в исламе при менструации

Вопрос:
Ас-

салам Алейкум ва рахматуЛлаhи ва баракятуh! Очень давно я ищу вопрос на ответ: считается ли мусульманка

разведённой, если муж дал ей тройной талякъ во время месячных. Считается ли это окончательным разводом? Это мой

первый вопрос. Второе, я хотела бы узнать: считаются ли слова «иди на все 4 стороны» разводом. И третье, если муж

сказал жене эти слова во время спора (и он не помнит с каким намерением он их сказал), потом через несколько

месяцев, во время сильного гнева, он прокричал три талякъа жене (у жены были месячные в это время), и ещё через

несколько месяцев муж опять дал тройной талякъ жене во время месячных, после всего этого муж и жена хотят

помириться. Имеют ли они на это право? Ради Аллагьа, прошу помогите разобраться. Я читала истихар, мне приснился

хороший сон и и я советовалась со знающими мусульманами (они сказали что мы можем помириться, что наш развод

недействителен) и мы, АльХамдуЛиллягь, помирились с мужем и теперь проявляем сабур. АльХамдуЛиллягь. Но во мне

остались сомнения, что мы имеем право быть мужем и женой. Ас-салам Алейкум ва рахматуЛлаhи ва баракятух!

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. Хотя и неправильно со стороны мужа давать талак в

то время, как у жены менструация, тем не менее, талак будет иметь силу. В хадисах написано, что сайидуна Абдулла

бин Умар (радиаллаху анху) дал своей жене один развод в то время, когда у нее были месячные. Затем, он пришел к

Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) чтобы спросить его о решении. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа

саллям) велел ему аннулировать талак и вернуть ее обратно в свой никах. Он также сказал ему: когда она очистится,

то сможешь развестись с ней если захочешь или сохрани с ней никах.

Абдулла бин Умар затем спросил: «О

Посланник Аллаха, а что, если я дал ей три талака? Будет ли мне дозволено вернуть ее обратно в мой никах».

Расулюллах (салляллаху алейхи уа салям) ответил: «Нет, она стала полностью разведенной с тобой (т.е., ты не

можешь на ней снова жениться) и ты совершил грех» (Даракутни, хадис

№3974).

عن الحسن , قال: نا عبد الله بن عمر , أنه

طلق امرأته تطليقة وهي حائض ثم أراد أن يتبعها بتطليقتين أخراوين عند القرئين فبلغ ذلك رسول الله صلى الله عليه وسلم , فقال: «يا ابن عمر ما هكذا أمرك الله إنك قد أخطأت السنة،

والسنة أن تستقبل الطهر فيطلق لكل قروء» , قال: فأمرني رسول الله صلى الله عليه وسلم فراجعتها , ثم قال: «إذا هي طهرت فطلق عند ذلك أو أمسك» , فقلت: يا رسول الله رأيت لو

أني طلقتها ثلاثا كان يحل لي أن أراجعها؟ , قال: «لا كانت تبين منك وتكون معصية

Исходя из приведенного выше хадиса, устанавливаются

следующие правила:

а) Талак, данный во время менструации, является действительным и имеющим силу. Если бы

он не имел силы, то Расулюллах (салляллаху алейхи уа салям) не сказал бы сайидуна Абдулле бин Умару, что он может

отменить его.

б) Если мужчина дает своей жене три талака, будь то одновременно или разные периоды времени,

все три талака будут иметь силу. Следовательно, оба — муж и жена — станут харамом друг для друга и у них не будет

возможности примириться.

Шейхи постановили в Маусуга фикх:

ذهب جمهور الفقهاء إلى وقوع الطلاق في زمن الحيض، لأن النبي صلى الله عليه وسلم أمر عبد الله بن عمر رضي الله عنه بالمراجعة، وهي لا

تكون إلا بعد وقوع الطلاق، وفي لفظ الدارقطني، قال: قلت يا رسول الله أرأيت لو أني طلقتها ثلاثا.

قال: كانت تبين منك وتكون معصية

Большинство юристов (всех четырех школ

мысли) считают, что талак, который был дан во время менструации, является действительным. Потому, что Посланник

Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) дал указание Абдулле бин Умару отменить развод. Очевидно, что развод не может

быть отменен, если он не вступил в силу. И, в соответствии с повествованием Даркакутни, он (Абдулла бин Умар)

сказал: «О Посланник Аллаха, что если бы я развелся с ней три раза?» Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям)

ответил: «Она стала бы полностью разведенной с тобой, и это было бы большим грехом» (Аль-Маусуга аль-Фикхия аль-Кувейтийа, т. 18, стр. 326).

2. Я не знаю, что именно Вы

подразумеваете под словами «иди на все четыре стороны». Чтобы понять смысл этих слов правильно, важно, чтобы Вы

уточнили контекст этих слов. Если в этих словах содержится указание на развод, и Ваш муж намеревался развестись

произнося эти слова, то это будет представлять собой развод. Если же эти слова служат признаком развода и они были

произнесены до момента, когда Ваш муж дал Вам три талака, то это, в свою очередь оказывает влияние на тот момент,

когда Ваш муж выдал вам три талака. Таким образом, Вам очень важно представить нам подробную информацию о

ситуации.

3. В то время как снам действительно уделяется важное место в Исламе и их можно толковать, чтобы

определить те или иные вещи и направить человека в жизненных ситуациях, тем не менее, они не могут быть

использованы для установления любых правовых норм в Исламе. Таким образом, в данном случае Ваш сон не может быть

использован для принятия решение. Мы с пониманием относимся к вашей ситуации, и желаем Вам только лучшее. Если

существует выход из вашего затруднительного положения, то  постараемся помочь в меру наших возможностей, но,

в любом случае, без ущерба закону шариата. Инша Аллах.

Да облегчит Вам Аллах и да дарует вам счастье и все хорошее в этом мире и ахирате. Амин.

А Аллах знает

лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar (Q438)

Источник

Читайте также:  Как часто менять прокладки при менструации