Развод во время менструации
Вопрос: В первый день менструации она забыла сказать об этом мужу и попросила развод, и он дал ей третий развод. Потом она вспомнила об этом и рассказала ему. Какова позиция Шариата по этому вопросу?
Ответ: Хвала Аллаху
Ученые разошлись во мнении относительно того, считается ли развод, данный женщине во время менструации, действительным. Большинство ученых считает, что такой развод действителен. Однако есть группа ученых, которые не признают такой развод и среди них многие современные ученые, например, шейхи Ибн Баз и Ибн Усеймин (да смилуется над ними Аллах).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Развод во время менструации не считается действительным согласно более правильному из двух существующих мнений, хоть это и противоречит мнению большинства. Большинство ученых признают такой развод состоявшимся, но правильное мнение в данном вопросе отражено в фетвах некоторых таби’инов и Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими). Это также мнение Шейх уль-Ислама Ибн Теймии, его ученика Ибн Кайима и других ученых, которые считали такой развод недействительным, потому что это противоречит законам Аллаха. Всевышний повелел, что развод следует давать тогда, когда женщина находится в состоянии чистоты, свободная от менструации и послеродового кровотечения, и во время чистоты, когда муж не имел с ней близости. Это развод, предписанный Шариатом. Если он дает ей развод во время месячных, послеродового кровотечения или во время чистоты, когда он уже имел с ней близость, то этот развод – нововведение и не считается действительным согласно более правильному из двух существующих мнений, потому что Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Это означает – когда они чистые (не во время менструации) и у вас не было близости с ними. Это то, что сказали ученые о разводе в течение установленного срока, а именно: они должны быть чистыми (не во время менструации) и вы не имели близости с ними или они должны быть беременны. И это то, что означает развод в течение установленного времени». См. «Фатава ат-Таляк», стр. 44.
Сказано в фетве Постоянного Комитета (20/58): «Есть несколько видов разводов, являющихся нововведением: развод во время менструации или послеродового кровотечения, или развод в период чистоты, когда мужчина уже имел близость с женой. Согласно более правильному мнению, такой развод считается недействительным».
Таким образом, если развод был дан во время менструации, то он считается недействительным и женщина все еще состоит в браке со своим мужем.
Шейха Ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили о мужчине, который дал развод жене во время менструации, но он не знал о том, что у нее менструация – считается ли развод действительным?
Он ответил: «Ученые разошлись во мнении относительно развода во время менструации и вели продолжительные дискуссии о его принятии или неприятии. Большинство из них считают, что такой развод действителен, но необходимо сказать мужчине, чтобы он вернул жену и оставался с ней, пока она не очистится от менструации, переждет еще одну менструацию и снова очистится. После этого он может продолжить жить с ней, если пожелает, или развестись. Это мнение большинства ученых, в том числе четырех имамов: Ахмада, аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы. Но более правильным считается мнение, которого придерживался Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах), а именно: развод во время менструации недействителен, поскольку он противоречит приказу Аллаха и Его Посланника. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни делал что-либо, что не является частью нашего дела (религии), это будет отвергнуто». В пользу этой точки зрения свидетельствует хадис от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), который при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные. Умар бин аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вели ему взять её обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождёт, пока) у неё снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит её, а если захочет, пусть разведётся, (не имея с ней близости): это и есть срок /‘идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».
Установленный срок, в течение которого Аллах повелел давать развод, означает, что мужчина может дать развод только тогда, когда женщина находится в состоянии чистоты (не во время менструации) и он не имел близости с ней. Таким образом, если он дал ей развод во время менструации, то это не соответствует повелению Аллаха и отвергается. Мы полагаем, что развод, данный женщине во время менструации, не является действительным и она все еще состоит в браке со своим мужем. Не имеет значения, знал ли муж о менструации или нет. Да, не имеет значения, знал ли он о ее состоянии, но если знал, то совершил грех и развод не принимается. Если он не знал о том, что у жены менструация, то развод все равно недействителен, но на муже нет греха».
См. «Фатава Исламийя», 3/268.
Islam Q&A фатва № 72417
Перевод: www.sawab.ru
Просмотров:
3 343
Источник
431. Действителен ли развод во время менструаций?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Развод во время менструаций. Действителен или нет? Много раз получал этот вопрос.
Отмечу, нет разногласий среди ученых, что развод во время хайда или после совокупления до очищения является запретным. Ученые также говорили о запрете талякъа во время послеродовых кровотечений.
Но действителен ли развод во время менструаций и после совокупления до очищения во время послеродовых кровотечений?
Первое мнение
Некоторые ученые считали, что такой развод не вступает в силу. Это передается от ТIаус ибн Кайсан. Из поздних ученых: Ибн Хазм, Ибн Теймийя и Ибн аль-Къайим. Из современных на этом мнении Ибн Баз и Ибн аль-‘Усеймин.
У этой группы ученых три основных довода:
1. То, что передал Ибн Хазм, где спросили Ибн ‘Умара о случае, когда человек дал жене развод во время хайда, надо ли считаться с этим? На что он ответил: «Нет, это не берется в счет».
2. Они говорят, что данный талякъ новшество, а новшество Господь не принимает.
3. Также сообщение у Абу Дауда по цепочки до Абу аз-Зубейра от Ибн ‘Умара: «И он посчитал это ничем».
Второе мнение
Большинство ученых, в том числе все четыре мазhаба, на том, что развод вступает в силу. Более того, имам Ибн аль-Мунзир и Ибн ‘Абдиль Барр передали отсутствие разногласий в этом вопросе, а они жили за 200 лет до Ибн Теймийи, да помилует его Всевышний.
Из современных на этом мнении шейх аль-Альбани, ‘АбдуЛла аль-Мани’, Са’д аль-Хасалян и другие большие ученые.
У этой группы целый ряд неопровержимых доказательств:
1. Передал имам аль-Бухари от Сулеймана бин ХIарба, от Шу’бы, от Анаса ибн Сирина (брат Мухаммада ибн Сирина), что Ибн ‘Умар дал развод своей жене во время ее месячных, тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб сообщил об этом посланнику Аллаhа ﷺ, он ﷺ разгневался и сказал: «Пусть «Вернет» (гл. юраджи’) ее». А в другой версии хадиса: «Пусть вернет ее и подождет пока снова пойдет хайд, затем очиститься, а после, либо удержит ее, либо отпустит».
Свидетельством с этого хадиса служит слова пророка ﷺ «Пусть вернет ее» глагол «Раджа’а » используется в данной теме лишь тогда, когда был засчитан талякъ. Если бы не было талякъа, тогда «радж’а » не говорят.
2. Этот же хадис передал аль-Бухари по пути от Айюба, от Са’ида ибн Джубейра от Ибн ‘Умара, сказавшего: «И мой талякъ был засчитан». Как говорит Ибн Хаджар: т.е засчитан пророком ﷺ, здесь и вовсе прямой текст.
3. Передал ан-Насаи и ад-Даракъутни, по цепочке до Шу’бы, от Анаса Ибн Сирина, от Ибн ‘Умара, сказавший пророку ﷺ: «О посланник Аллаh, засчитывается ли мне мой развод?» на что он ответил: «Да». Ибн Хаджар назвал иснад до Шу’бы достоверным.
Я добавлю: иснад достоверный вплоть до Анаса ибн Сирина, это брат Мухаммада ибн Сирина, два великих табиина, имамы, ученики Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других сподвижников. Этот иснад ясный как день!
Ответы на доводы оппонентов.
Во первых:
Сообщение от Ибн ‘Умара, где его спросили о случае, когда человек дал жене развод во время хIайда, надо ли считаться с этим? На что он ответил: «Нет, это не берется в счет», не является целостным, так как «тилька» (эта/та) не понятно, о каком счете он имеет ввиду, о счете развода или количестве ‘идды? Ответ можно получить обратившись к сборнику Ибн Аби Шейбы, который привел это же сообщение в более полной версии, где Ибн ‘Умар сказал, отвечая на вопрос: «Этот хайд не св счет». Становится ясно, что Ибн ‘Умар говорит не о разводе, а о счете ‘идды. Другими словами: ‘идда начинается не с этого хIайда а со следующего, вот о чем речь в сообщении, а не о том, вступает развод в силу или нет.
Более того, выше мы привели сообщение Ибн ‘Умара, что он сказал: «И мой талякъ был засчитан». Это же сообщение передал имам Ахмад и другие.
Похожий хадис передал имам ад-Даракъутни по пути Язида бин Харуна, от Ибн Аби Зиъба, от Ибн ИсхIакъа, все от Нафи’а, тот от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «И это один развод». В этом хадисе сам посланник Аллаhа ﷺ говорит. Но данное сообщение спорное, как сказал Ибн Хаджар.
Похожий хадис с другим иснадом передал ан-Насаи и ад-Даракъутни, по цепочке до Шу’бы, от Анаса Ибн Сирина, от Ибн ‘Умара, сказавший пророку ﷺ: «О посланник Аллаh, засчитывается ли мне мой развод?» на что он ответил: «Да«.
Также передал ад-Даракъутни по цепочке от Нафи’а от Ибн ‘Умара, что его спросили: «Я дал своей жене окончательный развод во время хIайда». На что Ибн ‘Умар сказал ему:
«Ты ослушался своего Господа, и ты расстался со своей женой». Затем он сказал:«Посланник Аллаhа ﷺ приказал Ибн ‘Умару вернуть жену с оставшимися талякъами, а у тебя не осталось шансов вернуть ее». Ибн Хаджар удостоверил сообщение.
Как мы видим, от Абу ‘Умара достоверно передается только одно. Единственное сообщение, которое используют наши оппоненты от Ибн ‘Умара, это та добавка, которую передал имам Абу Дауд: «И он посчитал это ничем».
Не смотря на то, что иснад данного хадиса достоверный, в нем есть серьезная проблема: передатчик этого хадиса имам Абу аз-Зубейр (Мухаммад бин Муслим), хоть он и является праведным имамом, но он единственный, кто передал это сообщение в такой форме, т.е со словами: «И он посчитал это ничем». Он этой добавкой противоречит более достоверным передатчикам.
≡ Сказал имам Абу Дауд:
«Это сообщение передала группа ученых от Ибн ‘Умара, и все хадисы (на эту тему) переданы не так, как передал Абу аз-Зубейр».
≡ Сказал имам Ибн ‘Абдиль Барр:
«(Добавка) «И он посчитал это ничем» является отвергаемой, так как кроме Абу аз-Зубейра ее никто не передавал».
≡ Сказал имам аль-Хаттаби:
«Абу аз-Зубейр не передавал более отвергаемого хадиса чем этот».
Имам аш-Шафи’и тоже не принял это сообщение Абу аз-Зубейра говоря, что Нафи’ более точен в передаче.
Речь о том, что такие ученики Ибн ‘Умара как Нафи’, Салим (сын Ибн ‘Умара), Анас ибн Сирин, и Са’ид ибн Джубейр передали действительность развода, а Абу аз-Зубейр своей добавкой противоречит им всем, и это при том, что он слабее выше упомянутых.
И даже если принять эту отклоненную добавку Абу аз-Зубейра «И он посчитал это ничем» и там у наших оппонентов нет довода, так как эти слова можно истолковать по разному, как об этом сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар.
Во вторых:
Что касается слов наших оппонентов, что талякъ во время хайда является новшеством, а Всевышний не принимает новшество, то мы скажем: мы уже привели очевидный хадис, где Ибн ‘Умар ясно сказал о талякъе, а это не его мнение, это решение пророка ﷺ. Затем, не обязательно дело должны быть отвергнутым лишь по тому, что оно было сделано не правильно.
Я добавлю: ученые до шейхуль-исляма Ибн Теймийи передавали отсутствие разногласия в этом вопросе.
≡ Сказал имам ан-Науауи:
«И отклонились в этом вопросе некоторые захириты».
≡ Сказал имам Ибн ‘Абдиль Барр:
«И никто не противоречит в этом вопросе кроме заблудших и приверженцев нововведения».
В третьих:
Наши оппоненты могут сказать: с чего вы взяли, что «раджа’ » (возвращение) » в глаголе пророка ﷺ несет шариатский смысл, а не языковой? Мы ответим словами Ибн Хаджара аль-‘Аскъаляни:
«Единогласно, что сначала (слова нужно относить) к шариатскому значению, а не к языковому».
И доказательством этому служит хадис слова Ибн ‘Умара у ад-Даракъутни:
«Посланник Аллаhа ﷺ приказал Ибн ‘Умару вернуть жену с оставшимися талякъами, а у тебя не осталось шансов вернуть ее».
≡ Сказал Ибн Хаджар:
«В этом (сообщение) опровержение тем, кто отнес (глагол) «раджа’а» к языковому значению».
Имеется ввиду, что в шариатском значении слово «радж’а » означает возврат после развода»
В четвертых:
Наши оппоненты могут сказать: «Слова Ибн ‘Умара не ясны, кто именно посчитал его талякъ? Ведь слова «Мне был засчитано» не говорят о пророке ﷺ». На это Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни отвечает следующим образом:
«В силу существующих свидетельств этой истории очень неправильно полагать, что Ибн ‘Умар, сообщая о его разводе указал, что не пророк ﷺ ему посчитал этот талякъ. Как же это можно представить, что в этой истории Ибн ‘Умар поступает согласно своему умозаключению не смотря на то, что он же и передал нам (это сообщение от пророка ﷺ), где пророк ﷺ разгневался на него, и как так (Ибн ‘Умар) не посоветовался с (пророком ﷺ) в упомянутом случае?».
Ибн Хаджар имеет ввиду, что если посланник Аллаhа ﷺ приказал ему вернуть ее, значит пророк ﷺ же посчитал это одним разводом. Иначе как же так, Ибн ‘Умар обратился к пророку ﷺ с вопросом, но в итоге сам решает, вступает развод или нет?!
В пятых:
То, что передают от имам аш-Ша’би, якобы он считал такой развод недействительным не является достоверным, на против, он посчитал его действительным, как это передал от него имам Ибн ‘Абдиль Барр.
Хвала Аллаhу Господу Миров.
Источник
Между законоведами нет разногласий относительно того, что муж не имеет права давать развод жене во время менструации. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (сура 65 «Развод», аят 1).
В «Сахихе» Муслима сообщается, что во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдаллах ибн ‘Умар дал развод жене во время менструации, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть вернёт её». Ибн ‘Умар вернул жену, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда она очистится от менструации, дай ей развод или удержи её». И он прочёл вышеупомянутый аят из суры «Развод».
Ибн Касир в своём тафсире приводит слова ‘Абдаллаха ибн Мас’уда о том, что под разводом в установленный срок подразумевается развод, когда женщина очистилась от менструации и не имела близости с мужем. В таком же смысле высказывались Ибн ‘Умар, ‘Ата, Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Катада, Маймун ибн Михран, Мукатиль ибн Хайян, ‘Икрима и ад-Даххак. ‘Али ибн Абу Тальха передал, что Ибн ‘Аббас, разъясняя суть установленного для развода срока, сказал: «Не следует давать женщине развод во время менструации и если муж имел интимную близость с ней после очищения от менструации. Следует подождать, пока менструация не закончится и она очистится, и уже потом дать ей развод». Поясняя смысл этого предписания, ‘Икрима сказал: «Это для того, чтобы мужчина, давая развод, знал о беременности женщины и не давал развод, если он имел интимную близость с ней и не знает, беременна она или нет». После этого Ибн Касир пишет: «Из всего этого законоведы извлекли правила развода и разделили его на развод, соответствующий Сунне, и развод, противоречащий ей. В соответствии с Сунной развод можно давать, если женщина очистилась от менструации и после этого не имела интимной близости с мужем. Если же мужчина дал жене развод во время менструации или если вступил с ней в интимную близость после того, как она очистилась, то такой развод противоречит Сунне». [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 8. С. 166.]
Ибн Кудама пишет: «Что же касается запрещенного вида развода, то к нему относится развод, данный во время менструации или если муж имел близость с женой после того, как она очистилась. Улемы во всех странах и во все времена были единодушны в том, что это запрещено». [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 364.]
Таким образом, нет сомнения в том, что разводиться во время менструации неправильно. Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, действителен такой развод или нет.
По мнению подавляющего большинства улемов, в том числе представителей четырёх мазхабов, такой развод действителен. [Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасид. Т. 3. С. 87.] Имам аль-Касани пишет: «Развод, противоречащий Сунне, действителен, и это мнение большинства улемов». [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 3. С. 96.]
Главный аргумент в пользу этого мнения — упомянутая выше история ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. В одной из версий, приведённой в обоих «Сахихах», говорится о том, что этот развод был засчитан. Кроме того, в хадисе сказано: «Вели ему вернуть её» — а вернуть жену можно только после действительного развода.
Кроме того, в коранических аятах о разводе нет никаких оговорок о том, при каких обстоятельствах был дан развод. Всевышний сказал: «Разведённые женщины выжидают три менструации» (сура 2 «Корова», аят 228); «Развестись [и снова сойтись] можно дважды» (сура 2 «Корова», аят 229) и др. Отсюда также следует, что развод действителен, даже если муж не выполнил условий, оговоренных в Сунне.
Иного мнения придерживались некоторые «багдадские законоведы» [Аль-Джунди, Халиль ибн Исхак. Ат-Таудих фи шарх Мухтасар Ибн аль-Хаджиб. Т. 4. С. 39] и некоторые ханбалиты, в том числе Ибн Таймийя и Ибн аль-Каййим [Аль-Мардави, ‘Али ибн Суляйман. Аль-Инсаф фи ма‘рифа ар-раджих мин аль-хиляф. Т. 8. С. 448]. Имам аль-Касани отмечает, что это мнение разделяли и шиитские законоведы.
В качестве довода они приводили слова Всевышнего: «Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок» (сура 65 «Развод», аят 1). И если такова воля Всевышнего, то любое действие, идущее наперекор её, является недействительным. В достоверном хадисе сказано: «Если кто совершил поступок, который мы не велели совершать, то он будет отвергнут» (Муслим). Это подтверждается и тем, что в некоторых версиях хадиса Ибн ‘Умара говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «не принял это во внимание» (Абу Давуд). То есть развод не был им засчитан. Что же касается сообщения о том, что развод был засчитан, то, по мнению этих улемов, данные слова были по ошибке добавлены некоторыми передатчиками. Что же касается повеления вернуть жену, то в данном случае имеется в виду лексическое значение слова «вернуть», а не значение этого слова в терминологии шариата. То есть ему было велено вернуть её домой в прямом смысле слова, а не аннулировать развод.
Однако такое истолкование имеет слабые стороны. Прежде всего, в хадисах приводятся недвусмысленные слова самого Ибн ‘Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засчитал этот развод. Утверждения о том, что эти слова были приписаны ему по ошибке не имеют под собой никаких оснований, а строить выводы на догадках и предположения недопустимо. Также неубедительным является приведённое выше истолкование глагола «вернуть», так как известно, что после первого развода женщина не покидает дом своего мужа. А значит, речь шла не о возвращении её домой, а о восстановлении отношений после действительного развода. Что же касается версии Абу Давуда, в которой сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял это во внимание, то в неё речь идёт о менструации, а не о разводе. Известно, что после объявления развода женщина обязана выждать три менструальных цикла, и только после очищения от третьей менструации она считается разведенной. В данном случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял во внимание менструацию, то есть менструальный цикл, во время которого жена Ибн ‘Умара получила развод, не был засчитан первым из трёх.
Таким образом, мнение большинства улемов представляется более сильным. Оно настолько широко распространено среди законоведов, что некоторые имамы считали его всеобщим мнением приверженцев Сунны. Ибн Кудама пишет: «Ибн аль-Мунзир и Ибн ‘Абд-аль-Барр считали, что в этом вопросе не возражает никто, кроме еретиков и заблудших» [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 366]. Иными словами, этим учёным не было известно, чтобы кто-либо из приверженцев Сунны говорил, что развод во время менструации недействителен. Это не значит, что каждый, кто придерживается обратного, обязательно является еретиком или заблудшим, но совершенно ясно, насколько малораспространенным такое суждение было среди мусульман.
Сообщается, у имама Ахмада спросили о том, кто считает запрещённые виды развода недействительными, так как они противоречат велению Аллаха, и он сказал: «Это плохие и скверные слова». [Ибн Раджаб. Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам. Т. 1. С. 190.] Также неизвестно, чтобы этого мнения придерживался кто-либо из сподвижников или табиев, и это наводит на мысль о том, что разногласия по данному вопросу появились позже. А Аллах знает лучше.
Источник