Святой водой во время менструации
Можно ли женщине во время месячных целовать иконы и крест, помазываться маслом и употреблять святую воду и просфоры. Дело в том, что с подругой возник спор, и хочется достичь истины. Я буду очень благодарна за ответ. Я не нашла ссылки ни на какие каноны, которые бы запрещали женщине во время месячных прикасаться к святыням (Кристина).
На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:
В древности благочестие христиан было таким, что вопросы о том, можно ли касаться святынь женщинам в нечистоте, практически не ставились нигде и никем. Само слово «нечистота» говорит о многом. Но, нужно сказать, вопрос о возможности Причастия Святых Христовых Таин женщиной, находящейся в состоянии месячных, оговаривается церковными канонами и считается недопустимым, кроме случая, если женщина находится при смерти, то есть в любой момент может умереть. В случае «страха смертного» причастить женщину можно. Но это единственный случай, когда такое допускается. Святыня есть святыня.
В учении свт. Кирилла Александрийского я читал о недопустимости женщиной в нечистоте входить в храм и прикасаться к святыням.
В последовании общей исповеди в перечне всех грехов так и говорится: «В нечистоте входила в храм и прикасалась к святыням».
Так как большинство людей, несущих послушание на клиросе, — это женщины, и они не могут оставлять служение на это время, клирошанам-женщинам в нечистоте стали разрешать входить в храмы, а коли их благословили петь, то почему другим нельзя? И теперь стали разрешать всем. До перестройки, как я знаю, подавляющее большинство женщин в храм с месячными никогда не заходили, ибо храм – это святыня, это дом Божий.
О невозможности женщине заходить в храм до 40 дней после родов, т.е. в период некоего очищения, мы читаем в Ветхом Завете. Это строго соблюдалось евреями. Сама Матерь Божия, хотя и не имела нечистоты, ибо родила Сына Божия без плотского зачатия, но, чтобы не соблазнять людей, пришла в храм на 40-ой день и над ней, как и над другими женщинами, были прочитаны особые молитвы на очищение. Без этой молитвы как в Ветхом Завете, так и в настоящее время вход женщинам в храм по церковным канонам запрещен. Более того, над роженицей на дому в первый день по рождении ребенка священник должен прочитать особую молитву, в которой так и говорится: «Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради: и соблюди от всякаго наития невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны..» и «прости рабе Твоей сей, имярек, и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем, яко благ и человеколюбец Бог прости: яко един имаши власть оставляти грехи…» и т.д. то есть через женщину, находящуюся в плотской нечистоте, люди получают осквернение. Но что это за нечистота? Она каким-то образом связана с половой сферой человека. У роженицы, видимо, какая-то обоюдная совокупность женской и мужской сферы после зачатия ребенка, которая оскверняет ее после родов каким-то образом.
Теперь информация для мужчин. Если мужчина осознанно, по действию злого духа, по болезни или же в результате чрезмерного накопления семени, даже совершенно этого не желая, оказался в состоянии его извержения, то он считается оскверненным и в храм заходить и прикасаться к святыням ему строго запрещено, пока он не прочтет специального правила от осквернения. Лишь только после прочтения этого правила он, даже не омыв свое тело и не сменив одежд, может, в случае нужды, прийти в храм и участвовать в богослужении. Он уже оскверненным не считается. То есть в данном случае имеет место скверна, связанная с мужской половой сферой. Очиститься же от месячных подобной молитвой женщина не может в силу другого своего устроения. Более того, наверное, женщине нежелательно сразу после окончания выделений прикасаться к святыням. И опять-таки в данном случае это обусловлено особенностями женской половой сферы.
Насколько я знаю, женщина в состоянии нечистоты может касаться молитвослова и Святого Евангелия как ежедневно необходимых для любого христианина источников молитвы и Слова Божия. Вкушение просфор недопустимо. Нежелательно принимать святую и крещенскую воду, чтобы в душе человека не происходило нивелирование благочестивого отношения к святыне. Лобызать иконы и другие священные предметы, а также помазываться освященным маслом, я думаю, не надо. Черпайте благодать через молитву, страх Божий и благоговение к святыням.
К сожалению, чем дальше мы удаляемся от времени перестройки, когда люди имели больше благоговения в церкви, тем больше нам разрешается и становится меньше того, что делать нельзя. Становится всё можно, а такого быть не может. Церковь в древности предъявляла очень большие требования своим членам, воспитывая их в благоговении и страхе Божием. В наше время эти чувства в нашей душе исчезают, а ведь именно они утверждают нас в мысли, что Господь наш – Бог всемогущий, вечный и святой. И чем выше наше понятие о его святости, тем ближе мы находимся к истине. Святые имели великий страх и благоговение, и не только спаслись, но и достигли святости. И нам надо поступать так же. Так же мыслить и чувствовать, так же поступать по отношению к святыне, чтобы спастись.
(1138)
В праздник Крещения Господня непременно совершается церковное освящение воды в водоемах с проточной водой – источниках, реках, озерах. Крещенскую воду люди берут домой, где и используют ее в течение всего последующего года. Однако в народе бытует немало суеверий о крещенской воде, которые не имеют никакого обоснования и полностью отрицаются Православной Церковью.
Миф 1. Крещенскую воду стоит набирать только 18 и 19 января, так как именно в эти дни она обладает особой силой. При этом вода, освященная 19 января, более «сильная», чем освященная накануне.
Это суеверие основано на магизме, то есть вере в особое магическое (волшебное) действие крещенской воды. На самом же деле крещенская вода исполняется благодатью Божией по молитвам священнослужителей. При этом она не обладает какой-либо магической «силой», и количество благодати в ней не зависит от дня освящения. Подобное отношение к святой воде для христианина недопустимо.
При этом действительно, исторически сложилось так, что воду освящают два раза: накануне праздника – 18 января, и в сам праздник (там, где есть такая возможность – на открытом водоеме). Сам чин освящения в обоих случаях один и тот же. Брать же воду можно не только в эти два дня, но в течение недели и даже чуть больше, так как зачастую желающих ее получить очень много.
Что касается целебной силы крещенской воды, то здесь тоже необходимо пояснение. Освященную воду не стоит воспринимать как некую таблетку или зелье, от одного глотка которого непременно произойдет чудо. Однако если употреблять эту воду с благоговением и искренней молитвой к Богу, то тогда, по воле Божией, возможно получить облегчение недуга или даже полное исцеление. По крайней мере, Церковь такие примеры знает.
Миф 2. С того, кто окунется в крещенскую воду, смываются все грехи
В Церкви ничего не происходит автоматически. Очищение человека от страстей и грехов – это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство.
Более того, как таковое купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Крещенское купание не является обязательным и уж тем более не очищает от грехов автоматически. Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом.
Миф 3. Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Именно ионы серебра, которые попадают в воду, делают ее полезной для здоровья.
Этот миф развенчан уже довольно давно. Никакие ионы серебра на благодатные свойства освященной крещенской воды, конечно же, не влияют. Во-первых, серебряные кресты используются священниками не везде и не так уж часто. В основном священнослужители освящают воду медными, золочеными, никелевыми и даже деревянными крестами. Во-вторых, крест опускается в воду всего на несколько секунд, а если учесть площадь открытого водоема и его проточность, то говорить о воздействии каких-либо частиц не приходится.
Православная Церковь говорит о другом – вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека.
Миф 4. Крещенская и богоявленская вода – это два разных вида освященной воды
Есть такое поверье, что вода, освященная 18ого января и 19ого – это разная вода, богоявленская и крещенская. Это суждение также ошибочно. Крещенская и богоявленская вода – это одно и то же. И та вода, которая освящается 18 января в храме, и та, что освящается 19 января на водоемах, абсолютно одинакова по своим свойствам и по той благодати, которой наделяет ее Господь Бог. Крещение и Богоявление – разные названия одного праздника. Подробнее об этом здесь
В этом материале мы назвали 4 основных мифа, но вопросов о крещенской воде – когда набирать, как хранить, употреблять и каковы ее свойства – множество. Мы собрали основные из них в материале
Когда в церкви можно набрать святой воды?
Набрать в церкви святой воды можно в течение всего года. Малое водосвятие может совершаться в храмах практически ежедневно, поэтому и святая вода почти всегда есть в церкви. А вот более торжественное Великое водосвятие бывает всего два раза в году – в канун и в сам праздник Крещения Господня. Крещенскую святую воду можно набрать во всех действующих православных храмах в эти два дня.
Освященная 18 и 19 января вода называется Великой Агиасмой, и отношение к ней особое. Но и освященная в течение года, и крещенская – это святая вода, во время освящения которой священник и верующие молились о Божьей милости, и нельзя сравнивать, какая вода более благодатная.
Можно ли пить святую воду во время месячных?
Пить святую воду во время месячных можно. По благочестивой традиции женщины во время менструации не подходят к Причастию, но нет никаких запретов на принятие в эти дни святой воды и просфоры.
Святую воду разрешается пить даже людям, за какие-то очень серьезные грехи временно отлученным от Святых Тела и Крови Христовых. А месячные – это естественный процесс в организме женщины, и никакой ее вины в нем нет, а потому тем более нет причины не пить святую воду во время «критических» дней.
Можно ли умываться святой водой?
Умываться святой водой – то есть набрать немного в ладонь и протереть лицо – можно. Но не нужно умываться святой водой, как будто бы это вода в умывальнике, разбрызгивать ее во все стороны и выливать излишки в раковину. Это святыня, и отношение к ней должно быть бережное.
Умываться святой водой нужно не для того, чтобы, например, «снять порчу» (как иногда думают люди), а чтобы соприкоснуться с дарованным нам источником Божьей благодати.
Можно ли умывать ребенка святой водой?
Умывать ребенка святой водой можно, аккуратно растерев небольшое количество у него по лицу. Но делать это нужно не «от сглаза», как иногда думают родители, а с верой, что святая вода дает нам возможность соприкоснуться с Божьей благодатью.
Можно ли умывать святой водой некрещеного?
Умывать святой водой некрещеного можно. Пить или помазываться святой водой могут все, кто верит в ее благодатное действие, но кто при этом не относится к святой воде как к некоему оберегу. Святая вода – это не волшебное лекарство, а святыня, которая, если человек сам стремится к Богу, может дать ему некоторую поддержку на этом его пути.
seagull 5 лет назад Святить воду можно. Заходить в здание церкви — не надо. Обычно когда освящают куличи на Пасху, воду на Крещение или яблоки на Яблочный Спас Приходит очень много прихожан. Все они в церкви не помещаются, поэтому образуют живые цепочки на УЛИЦЕ. Так что становитесь в такую цепочку на улице или во дворе храма и вам, так же как и остальным желающим, батюшка освятит воду. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим В вопросе не указано «куда ехать за Святой водой?» — если воду набирают в Крещение из природного источника, то можно, ведь там нет образов (икон), а вот в Храм (церковь) во время месячных, даже за водой заходить не нужно, лучше попросить домашних или знакомых набрать воды в Храме для вас. Александра С Михайловна 2 года назад Обычно женщины не ходят в Храм в дни месячных. Не раз наблюдала, как они стоят во время службы в дверях церкви. Но если вода святится на улице и сходить за ней больше некому, то многие считают, что можно зайти нечистой женщине во двор Храма, чтобы освятить крещенскую воду. Я сама никогда так не поступаю — лучше пропустить таинство и набрать у батюшки Крещенской воды в другой день, она хранится в Храме круглый год. Не стоит и посторонних просить набрать воды для Вас. У чужих людей нельзя брать ни воду, ни свечи. Какими бы душками они не были. Сами тоже не старайтесь в церкви что-либо делать для других — может выйти боком. Лучше зайти в Храм, когда критические дни пройдут. Воду можно набрать 19 января в другом источнике, но факт наличия менструации у набиравшей, наверно, нивелирует частично ее святость и целебность. MaRiNa3187 5 лет назад Можно, конечно. В Ветхом Завете, сказано, что женщина, у которой идет менструация, считается нечистой и не может посещать церковь,дабы не осквернять ее. Но уже в Новом Завете, сам Иисус Христос исцеляет женщину, у которой в тот момент были месячные. Тем самым доказывая, что те как бы «нечистые», но неконтролируемые процессы, не могут осквернить человека. Если человек чист душой, то он не осквернит церковь и святыни своим присутствием. Это с одной позиции. Если посмотреть на этот вопрос в буквальном смысле, почему женщине раньше запрещалось в такие дни посещать церковь-так это потому, что не было нормальных средств гигиены, и женщина просто могла закапать своей кровью полы в церкви, что очень неприятно. а сейчас, когда средств гигиены хоть отбавляй, то и запрет сам собой отпал. Андрей0817 3 года назад Самой женщине в «эти дни» в Храм заходить не надо, хотя есть много мнений по этому поводу (женщина же невиновна в этом). Если больше некому съездить за святой водой, то можно поехать самой, но не заходя в Храм, попросить кого-нибудь набрать и вынести воду — вам никто не откажет и с радостью выполнит просьбу. Плохие и злые люди в Храм не ходят. Хоть и сам Христос исцелял женщину, у которой в эти дни были критические дни, церковные правила не позволяют женщинам в такие дни участвовать в таинствах. Женщина может скрыть или забыть, что у нею идут месячные (известны такие случаи), но тогда этот грех будет только на её душе, а не на священнике или ком-то ещё. Илта более года назад Тут однозначно ответить нельзя, потому что одни священники придерживаются Ветхого завета, где есть запрет «нечистой» женщине заходить в храм, а другие Нового, где апостол Павел сказал, что все процессы в организме естественны, а все что создал Бог прекрасно. Другое дело захочет ли сама женщина в критические дни идти в церковь. Если святую воду можно набрать например в озере, где будет организована купель, или в реке, а кроме женщины за святой водой пойти некому или в другие дни не могут, то может и женщина пойти и набрать воды. Святая вода в Крещение даже из крана течет необычная, поэтому можно и там набрать. В церковь лучше не нужно. MMM DANONE более года назад Женщинам в критические дни посещать Храм нельзя, многие рекомендуют попросить кого-нибудь вынести воду. Но я бы не стала никого просить, а просто пришла бы на вашем месте в другой день, не месяц же томиться в ожиданиях, а всего лишь несколько дней. Часто батюшка освещает воду прямо на улице, поэтому если возле Храма толпятся люди, то можете к ним присоединиться. А вот заходить не рекомендуется. Также есть церкви, где воду раздают не внутри здания, а возле нее, на территории церкви. В любом случае без святой воды не останетесь, можно придумать разные варианты. На крайний случай — попросите членов семьи принести воду. юлия03 более года назад Все женщины знают что во врпмя месячных нельзя посещать церковь, такие правила. Если вам нужна святая вода, то можно попросить что бы вам ее кто-то принес, но в церковь все же идти не стоит. Ну или в крайний случай наберите воды из крана, на Крещение она так же течет святая. Кстати светят воду и на улице, так что можете ее и там осветить, не заходя в храм. Роза Мира 3 года назад Считается, что женщине в эти дни нельзя посещать церковь. Если вы собираетесь туда за святой водой, то можете попросить кого-то, чтобы ее вам вынесли. У нас в одной церкви святую воду раздают рядом с ней, на территории, а не в храме. 88SkyWalker88 более года назад Знаю, что женщинам в эти дни заходить в церковь нельзя. Но если вы хотите съездить к святому источнику и набрать воды, то ничего страшного в этом нет. Главное — не заходить в храм и не молиться перед иконами. Знаете ответ? |