Метод 1

Как объяснить процесс менструации

  1. 1

    Узнайте о менструации больше сами. Вам будет сложно объяснить детям что-то, чего вы сами не понимаете. Прежде чем заговорить о менструации с детьми, ознакомьтесь с информацией о менструальном цикле. Почитайте материал, специально подготовленный для детей.[2] Можно также просмотреть диаграммы и таблицы и сохранить их. Чем лучше вы будете разбираться в вопросе, тем проще вам будет все объяснить.

    • Возможно, вам стоит поискать материал, специально написанный для детей (например, книгу), и поделиться им с детьми.
  2. 2

    Объясните функцию матки. Если мальчик, которому вы объясняете, что такое менструация, уже знает, откуда берутся дети, ваша задача упростится. Если нет, разговор будет сложнее. Объясните ребенку, что у каждой женщины есть орган, откуда появляются дети. Каждый месяц тело женщины готовится получить нового ребенка. Чтобы ребенок смог там поместиться, орган должен быть очень прочным, поэтому у него появляется внутренняя оболочка.

    • Можно сказать так: «У каждой женщины есть матка — там растут дети, пока не будут готовы появиться на свет. Каждый месяц организм готовится получить нового ребенка, поэтому оболочка матки становится более плотной. Так она может поймать яйцеклетку и удержать ее. Ребенок развивается внутри матки».
    • Если ребенку сложно понять это, можно сказать, что матка — это пузырь внутри живота женщины. К пяти годам дети должны усвоить названия всех репродуктивных органов.[3]
  3. 3

    Объясните, что кровотечение начинается в том случае, если у женщины нет ребенка внутри. В этом случае матке уже не нужна плотная оболочка, которая образовывалась весь месяц. Оболочка распадается и выходит через влагалище в виде крови.[4]

    • Мама может сказать так: «Если женщина не хочет больше рожать детей, оболочка в матке выходит наружу, потому что она больше не нужна. Оболочка выходит в виде крови через влагалище».
  4. 4

    Поговорите о средствах женской гигиены. Объясните, что женщины могут использовать тампоны, прокладки и менструальные чащи, чтобы кровь не испачкала одежду. Важно, чтобы ребенок понял, что кровь — это ненужная оболочка, а не признак травмы.

    • Можно сказать так: «Женщины сами решают, как им собирать вытекающую кровь. Есть несколько способов. Это нужно для того, чтобы одежда не испачкалась».
    • Если мальчик уже не совсем маленький, объясните, как выглядит каждое средство и как все они используются.

Метод 2

Как объяснить непонятные моменты

  1. 1

    Говорите о менструации в позитивном ключе. Прежде чем начать рассказывать о тонкостях процесса, постарайтесь создать позитивную или нейтральную атмосферу. Важно, чтобы мальчики и девочки воспринимали менструацию как нормальный процесс в организме, а не как что-то, чего следовало бы стыдиться или из-за чего нужно чувствовать себя виноватым.[5] Избегайте пренебрежительных слов, из-за которых менструация может показаться чем-то нежелательным, грязным или неприятным.

    • Мальчикам может казаться, что кровотечение вызывает боль, как от пореза. Убедите их, что кровотечение безболезненно. Можно сказать, что женщина может чувствовать спазмы, однако эта боль не вызвана кровотечением.
    • Постарайтесь объяснить, что менструация — это естественный этап в развитии женского организма. У мальчиков на лице появляются волосы и меняется голос, а у девочек начинается менструация.
    • Скажите так: «Пока у девочки нет менструации, это означает, что у нее нет возможности рожать детей. Когда менструация появляется, это говорит о том, что организм готов к появлению ребенка. Иметь такую возможность — это большая радость. Но готова ли сама девочка к этому — это уже другой вопрос».
  2. 2

    Поговорите о том, как организм очищает сам себя. Это объяснение подойдет для маленьких детей. Скажите так: «Организм девочки отличается от организма мальчика. Тело очищает себя само — например, когда человек ходит в туалет или высмаркивается. Когда девочки становятся старше, у их организмов появляется новый способ очищения. Иногда девочки используют специальные средства, которые помогают им сохранять организм в чистоте».

  3. 3

    Поговорите об органах и их функциях. Тело девочки отличается от тела мальчика. Возможно, вам придется объяснить ребенку такие термины, как «матка», «влагалище», «беременность». Например, так: «Это органы, которых нет у мальчиков. Матка — это орган, где растет ребенок. Влагалище — это слово, которое обозначает проход, по которому ребенок появляется на свет и через который выходит кровь, если ребенка нет. Беременность — это процесс роста ребенка внутри мамы».[6]

    • Можно сказать так: «Женское тело отличается от мужского. Это потому, что у женщин внутри может расти ребенок, а у мужчин нет. Поэтому у женщины есть органы, которых нет у мужчины».
  4. 4

    Поясните новые термины. Если мальчик уже не маленький, можно использовать обычные термины. Назовите новые термины и объясните их значение. Возможно, вам нужно будет ввести следующие термины: «месячные», «менструация», «цикл». Может быть полезным также объяснить ребенку, что менструацию могут называть особыми или «этими» днями и любыми другими выражениями, которые используются там, где их может услышать ребенок.

    • Упрощайте ответы. Если вам нужно объяснить слово «месячные», скажите так: «Месячные — это то, что происходит, когда организм женщины очищает себя изнутри. Это слово суммирует все происходящее в организме в это время».
  5. 5

    Научите мальчиков относиться к менструации с уважением. Четко скажите, что в менструальной крови нет ничего неправильного. Менструация — не повод испытывать стыд или отвращение. Она не делает девочку грязной. Если ваши мальчики знают, что у девочки менструация, научите их относиться к ней с уважением и не дразнить ее.

    • Скажите так: «Если вы знаете, что у девочки менструация, или увидите кровь, относитесь к этому уважительно. Нельзя дразнить и высмеивать девочку за это. Не говорите ничего обидного ей или кому-либо еще. Помните, что это совершенно нормальный процесс».
    • Убедитесь в том, что мальчики усвоили, что менструация — это нормальный процесс.

Метод 3

Как объяснить ребенку процесс развития организма

  1. 1

    Начните разговаривать с ребенком на эту тему пораньше. Не откладывайте разговор до переходного возраста. Постепенно усложняйте темы. Этот вопрос не должен быть под запретом, иначе у вас не будет возможности исправить то, что ребенок понял неверно. Постарайтесь начать разговор, когда дети будут еще маленькими, не дожидаясь переходного периода.[7]

    • Скажите мальчикам, что они могут в любой момент задать вам вопросы. Это поможет им доверять вам, а вы сможете следить за тем, что они все понимают правильно.[8]
  2. 2

    Отвечайте на вопросы детей. Дети очень любопытны и наблюдательны. Мальчики могут найти в мусорном ведре прокладку или заметить, что вы покупаете тампоны. Обсуждать все очень детально с маленькими детьми (3–6 лет) не стоит, однако не стоит бояться вопросов, вызванных любопытством.[9]

    • Если мальчик спросит, что это, указывая на средство гигиены, произнесите название средства (тампон, прокладка, менструальная чаша). Можно добавить следующее: «Это средство, которое помогает женщине поддерживать свое тело в чистоте».
    • Когда мальчик станет старше, он будет задавать более сложные вопросы о менструации и о том, откуда берутся дети. Давайте ребенку информацию по всему усмотрению, но помните, что ее не должно быть слишком много и она не должна быть слишком сложной.
  3. 3

    Не отказывайтесь отвечать на вопросы. Дети могут задавать неудобные вопросы в людных местах в самое неподходящее время. Если ребенок задаст вам вопрос о менструации, не отвечайте, что вы поговорите об этом позже или дома, поскольку так ребенок может решить, что это что-то постыдное. Даже если рядом есть люди, постарайтесь ответить на вопрос сразу же.

    • Если вопрос застанет вас врасплох либо если ваш ответ покажется ребенку непонятным, поговорите с ним еще раз дома.
  4. 4

    Следите за тем, чтобы ваши ответы соответствовали уровню развития ребенка. Важно учитывать как возраст, так и эмоциональную зрелость.[10] Подумайте, какие понятия ребенок может усвоить и как вам стоит построить свое объяснение. Знайте, что разговор о менструации — это часть большого разговора о развитии организма и сексуального просвещения. Если вы разобьете разговор на небольшие части и будете усложнять его по мере роста ребенка, он сможет вовремя все усвоить.[11]

    • Не усложняйте ответы. Говорите простыми словами и не используйте сложные метафоры, особенно если ребенок маленький.
    • Дайте ребенку столько информации, сколько ему нужно для удовлетворения любопытства. Не углубляйтесь в подробности, если ребенок о них не просит.[12]

Информация о статье

Эту страницу просматривали 11 876 раз.