Можно ли женщинам в мечеть при менструациях

Можно ли женщинам в мечеть при менструациях thumbnail

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

1. В Шариате нет запрета на то, чтобы женщина во время менструации или в другой разновидности состояния джанаба, входила в мечеть, проходила через нее или посещала занятия и тому подобное.

2. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое кровотечение или истихада, должна использовать надлежащие гигиенические средства, чтобы предотвратить загрязнение мечети.

3. Также, если пространство мечети ограничено, желательно выходить из нее во время молитв, чтобы предоставить место для совершения молитвы другим женщинам.

На вопрос ответил Совет по фатвам Аль-Азхар:

«Женщинам во время менструации или послеродового очищения, как и любому человеку в состоянии джанаба, разрешено входить в мечеть, чтобы пройти, удовлетворить какую-то потребность, посещать образовательные уроки и т. п. В этом отношении не существует запрета.

Такого мнения придерживаются Ибн Хазм, Аль-Музани и Дауд. Они опираются на несколько свидетельств. К ним относится и то, что Ибн Хазм сообщил в своей книге „Аль-Мухалла би ль-Атар“: „Мать правоверных, Айша (да будет доволен ею Аллах), рассказала: „Арабскому племени принадлежала черная рабыня, которую они освободили. Эта девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и приняла Ислам. У нее была палатка или небольшая комната с низкой крышей в мечети“.

То есть ей разрешалось находиться внутри мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что у женщин обычно бывает менструация. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей оставаться в мечети.

В другом сообщении Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил его на одной из улиц Медины, в то время как он (Абу Хурайра) находился в состоянии джанабы — поэтому он поспешил прочь и совершил ритуальное омовение (гусль). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил его отсутствие, и когда он вернулся, спросил:

„Где ты был, Абу Хурайра?“

Тот ответил: „О посланник Аллаха, ты встретил меня, когда я был в состоянии джанабы, и я не хотел сидеть в твоем присутствии, пока не совершил гусль“. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Субхан Аллах! Верующий никогда не становится нечистым (наджис)“ (Аль-Бухари, Муслим).

Народ суффаха оставался на ночь в мечети в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и, конечно же, среди них были те, у кого были поллюции. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не запрещал им оставаться на ночь в своей мечети.

С другой стороны, некоторые ученые утверждали, что женщинам во время менструации и послеродового периода недопустимо входить в мечеть, если нет необходимости, как, например, поиск защиты и пр. Однако некоторые другие ученые категорически запретили входить в мечеть даже в таких случаях.

Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Байхаки и Ибн Хузайма сообщили, что Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы“.

Но тут нужно заметить, что все рассказчики, упомянутые в цепочке передачи этого хадиса, ненадежны, а хадисы от них считаются слабыми. Цепь передачи включала Джассру бинт Даджа, и Аль-Бухари прокомментировал, что ее повествования следует пересматривать.

В своей книге „Аль-Джарх ва ль-Таадиль“ Ибн Абу Хатим упомянул, что в цепочку повествования входит также неизвестный Флит Ибн Халифа, который передал хадис от Джассры через Айшу.

Весь текст хадиса считается слабым. Это мнение поддержал Аль-Хаттаби в „Маалим ас-Сунан“, Ибн аль-Кайим в „Тахдиб ас-Сунан“, Ан-Навави в „Аль-Маджму“ и Ибн Хазм в „Аль-Мухалля“. Ибн Хазм сказал, что этот хадис — ложный.

Мнение, которое позволяет женщинам во время менструации, как и любому человеку в состоянии джанабы, заходить в мечеть, также поддерживает тот факт, что мечеть не запрещено посещать немусульманам.

Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), немусульмане часто входили в мечеть, чтобы принять Ислам, передать сообщение (Пророку) или с целью обсуждений и споров, как в случае с христианской делегацией из Наджрана, которая осталась в мечети и поставила в ее углу свои палатки на несколько дней. Точно так же христиане Абиссинии совершали в мечети Пророка танцы с копьями в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.

Поскольку немусульманам разрешено входить в мечеть, можно сделать вывод, что и мусульманкам во время менструации и всем, кто находится в состоянии джанаба, также разрешено входить в мечеть, чтобы посещать занятия, изучать и преподавать Коран.

И если допустимо, чтобы женщина в период менструации и человек в состоянии джанаба заходил в мечеть по нужде, например, для отдыха или поиска убежища от жары, то еще более целесообразно входить туда с целью поиска или передачи знаний.

Читайте также:  При менструации немного тянет живот что это

Тому, кто утверждает, что женщине во время месячных запрещено заходить в мечеть, чтобы не запачкать место, где люди совершают молитвы, кровью, можно возразить, что женщины в наше время используют надежные средства личной гигиены. Более того, женщине во время истихады (межменструальных кровотечений) разрешено поститься, молиться и посещать религиозные собрания в мечети.

Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала: „Одна из жен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) практиковала итикаф (уединение в мечети с целью поклонения) вместе с ним, в то время как у нее было межменструальное кровотечение (истихада). Она видела кровь, а бывало, мы подставляли под нее поднос, когда она совершала молитву» (Аль-Бухари).

Если причина, по которой кто-либо запрещает женщине в период менструации заходить в мечеть — это страх протечки крови, то можно сравнить это состояние с истихадой: женщинам в таком состоянии позволялось войти в мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни. Почему же мы должны просить наших женщин воздерживаться от посещения мечетей, особенно когда сегодня им доступны новые, надежные средства гигиены? Кроме того, женщины в наше время больше, чем когда-либо, нуждаются в религиозных знаниях, и посещение религиозных собраний и кружков по Исламу пойдет им на пользу.

Итак, в шариате нет запрета женщинам в период менструации, а также любому человеку в состоянии джанабы входить в мечеть, проходить через нее или посещать там занятия и т. п. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое или межменструальное кровотечение, должна использовать надлежащие средства гигиены, чтобы предотвратить загрязнение мечети. Также рекомендуется, если пространство мечети ограничено, выходить из нее во время молитвы, чтобы не стеснять молящихся женщин».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник

Обращение, зарегистрированное под номером 328 от 2005 года, содержит вопрос: «Можно ли женщинам во время месячных заходить в мечети для посещения религиозных уроков, заучивания Корана или проверки заученного с учителем. Можно ли заучивать Коран в этот период и брать его в руки через какую-либо прокладку?»

حكم دخول المرأة الحائض مصلى النساء في المساجد المختلفة للاستماع لدرس العلم أو حفظ القرآن وتسميعه وحفظ الآيات القرآنية أثناء هذه الفترة ومس المصحف بحائل في نفس الفترة.

الجواب : فضيلة الأستاذ الدكتور علي جمعة محمد

لا يجوز للحائض دخول مصلى النساء في المساجد إلا عابرة سبيل حتى ولو كان دخولها لاستماع دروس العلم أو حفظ القرآن؛ لقوله تعالى: {وَلَا جُنُبًا إِلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُوا} النساء: 43. والحائض أشد من الجنب من ناحية الحدث؛ لأن الجنب يستطيع إزالة جنابته بالغسل، أما الحائض فمقهورة في حدثها إلى انقطاع حيضها، وقد ورد حديث: ((لا أحل المسجد لحائض ولا جنب)) رواه أبو داود والبيهقي والبخاري في التاريخ الكبير، وهو وإن كان ضعيفا فعليه عمل الجمهور وفتاوى السلف، وأهل المذاهب الأربعة، بل إن المالكية يمنعونها من دخول المسجد ولو كانت عابرة للسبيل، وليراجع في ذلك بداية المجتهد لابن رشد المالكي الذي قال: «… وقوم أباحوا ذلك أي دخول الحائض المسجد للجميع أي للمقيم والعابر ومنهم داود أي الظاهري وأصحابه». اهـ. وكما يظهر فالمجيزون لذلك هم الظاهرية ورأيهم مرجوح بجانب رأي الجمهور ومنهم أهل المذاهب الأربعة.  وقد أجمع أصحاب المذاهب الأربعة على عدم جواز مس المصحف أثناء الحيض، وذهب الجمهور إلى عدم جواز قراءة القرآن كذلك، وفي مذهب الإمام مالك ما يفيد جواز قراءة قليل القرآن بغير مس المصحف أثناء الحيض؛ لكونها معذورة في ذلك ولطول مقامها حائضا، وحتى لا يؤدي تركها القراءة إلى نسيان القرآن.  ومما ذكر يعلم الجواب عما جاء بالسؤال.  والله سبحانه وتعالى أعلم.

Отвечает муфтий Египта, досточтимый шейх Али Джума Мухаммад:

Женщине, находящейся в менструальном периоде, нельзя заходить в молельный зал женской половины мечети, кроме как для того, чтобы пройти через него в другое помещение, даже если она пришла для слушания религиозных уроков или заучивания Корана. Всевышний Аллах сказал: «(И не приближайтесь к молитве) будучи в состоянии полового осквернения, только если вы не проходите (через мечеть)» (Св. Коран, 4:43).

Женщина в период менструации считается более оскверненной, чем мужчина в состоянии полового осквернения, потому что мужчина может очиститься от осквернения, искупавшись, а женщина не может это сделать до окончания менструации. В хадисе сказано: «Я не разрешаю мечеть для женщины, находящейся в период менструации, и мужчине, находящемуся в состоянии полового осквернения». Этот хадис рассказан Абу Давудом, аль-Байхаки и аль-Бухари в «ат-Тарих аль-кабир». Несмотря на то, что он слабый, на него опираются в вынесении фетв ученые всех четырех мазхабов.

Более того, маликиты не разрешают женщине во время менструации даже проходить через мечеть. Об этом сказано у Ибн Рушда в его труде «Бидайатуль-Муджтахид»: «Некоторые ученые разрешили это [вход женщины в мечеть при месячных] всем, как проходящим [в другое помещение], так и остающимся [в молельном зале]. И один из этих ученых – Давуд, основатель захиритского мазхаба, а также его последователи».

Читайте также:  О чем может говорить задержка менструации

Таким образом, те, кто разрешают это – захириты, а их мнение здесь не считается предпочтительным и правильным, по сравнению с мнением большинства, к которому относятся последователи четырех мазхабов.

Также ученые четырех мазхабов единогласны в том, что женщине в период месячных нельзя прикасаться к Корану, а большинство из них сказали, что ей также нельзя и читать Коран. Только в мазхабе маликитов дозволяется читать Коран в небольших количествах, не дотрагиваясь до него, потому что менструальный цикл бывает долгим, и если она оставит надолго чтение Корана, она может забыть его текст. А Аллах — Свят Он и Велик – знает лучше.

Источник: https://www.dar-alifta.org

Источник

Правила посещения мечети для женщинВ достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть. Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома. Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.

Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.

Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.

Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.

Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным. Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть. Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.

Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.

  • Мусульманка может молиться в мечети, как это сказано в фетве Постоянного Комитета (аль-Ладжна ад-Даима), только будучи надлежащим образом покрыта, если все ее части тела скрыты достаточно.
  • Муж не должен отказывать жене, если она захотела пойти в масджид, но женщина не может пойти туда, если не соблюдает данных условий: если видны какие-то части тела, которые немахрамам показывать запрещено, а также если от нее исходит запах парфюмерии – в этом случае покидать дом женщине запрещено, ведь это может спровоцировать фитну или искушение.

Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.

Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить. Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо. При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.

В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.

Женщина в коллективном намазе

Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».

Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.

Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.

Правила входа в мечеть

Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.

  • Первое правило: при входе в мечеть следует совершить дуа Посланника Аллаха ﷺ, которое просит Всевышнего ниспослать свет на верующего.
  • Второе: в мечеть следует входить с правой ноги, произнося «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика» — таким образом верующий приветствует Аллаха и просит Всевышнего открыть ему врата своей милости.
  • Третье: мусульманин должен обязательно, входя в месджид, прежде, чем сесть, прочитать два рака‘ата — «приветственную молитву мечети».
  • В случае опоздания на намаз не следует вбегать в мечеть – следует идти спокойно и медленно и присоединиться к той его части, на какую успеете – то, что пропустили, следует дочитать самостоятельно.
Читайте также:  Сокращение количества дня менструаций

Что можно или нельзя в мечети

  • В храме запрещено повышать голос. Ни в коем случае не позволяйте себе смеяться, ругаться в мечети, говорить громко и на повышенных тонах.
  • В пределах места поклонения запрещено заниматься торговлей и обнажать мечи и прочее оружие. Помещения мечети не окуривают благовониями. В них не приводят в исполнение наказание. У дверей в мечеть обязательно должна стоять вода для очищения.
  • По окончании молитвы положено выходить из храма с левой ноги и в это время необходимо произнести: Бисмиллях. Вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя расуулил-ляяхь. Аллаахумма и‘сымнии минаш-шайтаани рраджиим, что содержит просьбу к Аллаху о защите от нечистых сил.
  • Собираясь пойти в месджид, воздержитесь от употребления лука и чеснока в пищу, поскольку, по словам Пророка ﷺ запах лука и чеснока раздражает ангелов точно так же, как и «сынов Адама».
  • Что же касается женщин, то в дни менструального цикла посещать мечеть им запрещено.
  • Сидеть в мечети, если ваши ноги направлены в сторону Каабы, крайне нежелательно. Если азан, то есть призыв к обязательной молитве, прозвучал, уходить нельзя – следует прочитать намаз, даже если вы уже сделали это.
  • Правилами исламского этикета строго воспрещается посещать месджид в нетрезвом состоянии, а также в таком виде, который может оскорбить взгляд присутствующих. Появиться в мечети в нетрезвом состоянии будет большой ошибкой и грехом. Туда следует приходить в чистой опрятной одежде, достаточно закрытой и скромной. Особенно это касается женщин – у них одежда должна максимально закрывать тело, оставляя открытыми только лицо, ступни ног и кисти рук. Особое внимание следует обратить на то, что одежда не должна быть яркой и облегающей, а волосы должны быть полностью убраны под платок.
  • Поскольку в мечети, будь то в Москве, Казани или любом другом городе, полы устланы коврами, то при входе в мечеть принято разуваться, у входа некоторых мечетей поставлены специальные служащие, которые принимают обувь и выдают прихожанам жетон.
  • По наступлении времени намаза верующие должны совершить вуду, то есть омовение, затем выстроиться рядами за имамом. Покидать мечеть после начала молитвы не обязательно тем, кто не участвует в намазе по каким-либо причинам – это может быть посетитель, турист, случайное лицо.
  • Немусульманке в знак уважения к мусульманским обычаям следует надеть для посещения мусульманского храма длинную одежду и покрыть волосы платком или косынкой, чтобы ее одежда была максимально приближена к одежде мусульманки. Для любой женщины, даже посещающей такое место в туристических целях, неуместно быть облаченной в прозрачную одежду, короткую или слишком обтягивающую. То же самое касается излишков косметики и парфюмерии.

Посещение мужчины

К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме. Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха. Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.

Мечети для женщин

Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.

Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.

В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.

В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.

Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.

Источник